Эффективна ли борьба с "однодневками"?
Главной задачей нового законопроекта, представленного Правительством РФ, стала борьба с так называемыми «однодневными» организациями, деятельность которых, главным образом, направлена на перевод в тень значимой части денежных потоков в государстве.
Главной задачей нового законопроекта, представленного Правительством РФ, стала борьба с так называемыми «однодневными» организациями, деятельность которых, главным образом, направлена на перевод в тень значимой части денежных потоков в государстве. Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предусматривается уголовная ответственность за создание фирмы с целью совершения преступления (лишение свободы сроком до 5 лет либо штраф в сумме до 1 млн. рублей). Покупка паспорта для создания подобной организации влечет наложение штрафа в размере 500 000 рублей или лишение свободы до 3 лет. Законом также предусматривается состав при добровольном предоставлении паспорта. Санкция за совершение преступления включает наложение аналогичного штрафа, что и в предыдущем составе, либо исправительные работы на срок не более чем 2 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что санкции предлагаемых составов направлены на недобросовестных учредителей «однодневных» фирм. При этом учредители должны или преследовать преступные цели при создании организации или использовать незаконные способы создания (в частности использование чужих документов на подставное лицо). В связи с этим субъектный состав дополняется пособниками в совершении преступления - лицами, которые продали или арендовали свой паспорт. Однако решат ли новые поправки актуальную на сегодняшний день проблему существования «фирм-фантомов». Вероятнее всего - нет.
Причина первая - наибольшее внимание уделяется не выгодоприобретателям, а их пособникам, и то не всем.
Причина вторая - происходит криминализация вполне легальной деятельности. Принятие законопроекта сделало возможным привлечение к ответственности за приготовление к подобному виду преступлений. В связи с этим стало необходимым установить сам факт или же попытку совершения основного преступления, а также причинно-следственную связь между ними и приготовлением. В условиях современной действительности это не только весьма трудоемкий процесс, но и практически неэффективный и ведущий к ещё большему разрастанию произвола и бюрократии.
К тому же в круг субъектов может попасть слишком большое количество людей. Весьма красноречивым примером является регистрация с целью проведения эксперимента Президентом РФ Д. А. Медведевым коммерческой фирмы на свое имя. Так как Президенту, как государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, то с точки зрения новых изменений, кстати, продвигаемым им самим, характер его действий вызывает сомнения.
Причина третья - ныне действующим уголовным кодексом уже предусмотрена ответственность за подобные преступления. В частности в УК РФ содержатся санкции за ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами возложенных на них должностных обязанностей, а также устанавливается ответственность организаторов и пособников создания фирм «однодневок». Часть 1 статьи 202 УК РФ предусматривает ответственность нотариуса за незаконное использование своих полномочий - лишение свободы до 3 лет. Халатность должностного лица, в случае если были существенно нарушены интересы государства – влечет наказание в виде ареста на срок до 3 месяцев (ст. 293 УК РФ). Незаконное предпринимательство наказывается лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 171 Уголовного Кодекса РФ), уклонение организацией от уплаты налогов в особо крупном размере - до 6 лет (ч. 2 ст. 199 УК РФ). Частью 2 статьи 327 УК РФ предусматривается санкция за подделку документа, освобождающего от обязанностей или предоставляющего права, совершенную для скрытия другого преступления либо облегчения его совершения, - лишение свободы на срок до 4 лет, а использование заведомо подложного документа влечет арест сроком от трех до 6 месяцев (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
Таким образом, можно сделать вывод, что санкции предлагаемых составов направлены на недобросовестных учредителей «однодневных» фирм. При этом учредители должны или преследовать преступные цели при создании организации или использовать незаконные способы создания (в частности использование чужих документов на подставное лицо). В связи с этим субъектный состав дополняется пособниками в совершении преступления - лицами, которые продали или арендовали свой паспорт. Однако решат ли новые поправки актуальную на сегодняшний день проблему существования «фирм-фантомов». Вероятнее всего - нет.
Причина первая - наибольшее внимание уделяется не выгодоприобретателям, а их пособникам, и то не всем.
Причина вторая - происходит криминализация вполне легальной деятельности. Принятие законопроекта сделало возможным привлечение к ответственности за приготовление к подобному виду преступлений. В связи с этим стало необходимым установить сам факт или же попытку совершения основного преступления, а также причинно-следственную связь между ними и приготовлением. В условиях современной действительности это не только весьма трудоемкий процесс, но и практически неэффективный и ведущий к ещё большему разрастанию произвола и бюрократии.
К тому же в круг субъектов может попасть слишком большое количество людей. Весьма красноречивым примером является регистрация с целью проведения эксперимента Президентом РФ Д. А. Медведевым коммерческой фирмы на свое имя. Так как Президенту, как государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, то с точки зрения новых изменений, кстати, продвигаемым им самим, характер его действий вызывает сомнения.
Причина третья - ныне действующим уголовным кодексом уже предусмотрена ответственность за подобные преступления. В частности в УК РФ содержатся санкции за ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами возложенных на них должностных обязанностей, а также устанавливается ответственность организаторов и пособников создания фирм «однодневок». Часть 1 статьи 202 УК РФ предусматривает ответственность нотариуса за незаконное использование своих полномочий - лишение свободы до 3 лет. Халатность должностного лица, в случае если были существенно нарушены интересы государства – влечет наказание в виде ареста на срок до 3 месяцев (ст. 293 УК РФ). Незаконное предпринимательство наказывается лишением свободы до 5 лет (ч. 2 ст. 171 Уголовного Кодекса РФ), уклонение организацией от уплаты налогов в особо крупном размере - до 6 лет (ч. 2 ст. 199 УК РФ). Частью 2 статьи 327 УК РФ предусматривается санкция за подделку документа, освобождающего от обязанностей или предоставляющего права, совершенную для скрытия другого преступления либо облегчения его совершения, - лишение свободы на срок до 4 лет, а использование заведомо подложного документа влечет арест сроком от трех до 6 месяцев (ч. 3 ст. 327 УК РФ).