Прекратят ли деятельность религиозных групп в России?

11 Октября 2011
Разъясняя и дополняя задекларированное Конституцией право каждого на свободу вероисповедания, в стране действует Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Он предусматривает, что на территории России в настоящий момент любые религиозные объединения могут быть созданы либо в виде группы, либо как организация. Данные о религиозной организации подлежат государственной регистрации, в то время как группа – это просто добровольное сообщество граждан для исповедования и распространения любых своих верований и религиозных учений, в том числе для проведения культовых обрядов и привлечения новых адептов (членов).

Понятие религиозной группы было внесено в закон с учетом многообразия вероучений и вероисповеданий, которые, как предполагалось, невозможно в полном объеме зафиксировать в реестре, а также допуская настолько интимные вопросы общения человека с богом, которые он просто не может и не хочет выносить на публичное обозрение.

Однако возможность религиозных групп не проходить процедуру официальной государственной регистрации подчас приводит совсем к негативным результатам. У многих на слуху объединения граждан с весьма сомнительной религиозной репутацией, которые одни причисляют к сектантству, а другие считают хотя и не традиционными, но достаточно обычными верованиями. Зачастую действия таких групп попадают в зону пристального внимания правоохранительных органов, а вердикты судов в отношении их деятельности могут быть прямо противоположными (судебными постановлениями деятельность определенных групп, то запрещается, то разрешается), причем в международном праве наблюдается подобная тенденция.

Министерство юстиции решило внести ясность в вопросы вероисповедания и обнародовало для общественной экспертизы ряд поправок в вышеназванный закон.

Во-первых, из действующей редакции закона предполагается исключить само понятие о религиозных группах. Формами религиозных объединений предлагают считать организации и учреждения профессионального религиозного образования.

Во-вторых, разработчики хотят дополнить правовое поле специальной государственной религиоведческой экспертизой, а проведение такой экспертизы возложить на федеральный орган государственной регистрации, который и должен разработать порядок ее осуществления.

В-третьих, и законопроектом, и уже опубликованным административным регламентом Минюста предусмотрена государственная регистрация международных организаций, проводящих свои религиозные учения на территории России.

Предполагаемые изменения в Федеральный Закон вызвали бурную и неоднозначную реакцию общественности, но этого и следовало ожидать, поскольку, как известно, в мировой истории самые затяжные конфликты и самые кровопролитные войны происходили исключительно на религиозной почве.