Повернутся ли законодатели лицом к простому человеку: новый законопроект
Задекларированный Конституцией страны постулат о том, что высшей ценностью в государстве являются права и свободы человека, периодически дает сбой, когда гражданину приходится отстаивать свои права, вступая в противоборство с чиновниками различных мастей и рангов.
Задекларированный Конституцией страны постулат о том, что высшей ценностью в государстве являются права и свободы человека, периодически дает сбой, когда гражданину приходится отстаивать свои права, вступая в противоборство с чиновниками различных мастей и рангов. Зачастую поиски правды превращаются в очень сложную задачу для простого человека.
На сегодняшний день обращения и жалобы в т.ч. и на действия или бездействие исполнительной власти попадают под юрисдикцию закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Этот документ прописывает общий порядок работы с заявлениями граждан. Однако, многие статьи закона - несомненно, передового при его принятии - за пять лет порядком исчерпали себя. Например, в качестве срока реагирования законодательный акт предусматривает целый месяц. Однако некоторые вопросы требуют незамедлительного разрешения, но это не предусмотрено законом, а, следовательно, чиновник ничего не нарушает, отвечая на сигнал гражданина через месяц, т.е. в срок.
В рамках закона часто складываются ситуации, когда рассмотрение жалобы человека «отдается на откуп» чиновнику, чьи действия и обжаловал заявитель. Кроме того даже из названия действующего законодательного акта видно, что он регулирует только работу с гражданами и в его сферу действия не попадают обращения юридических лиц. Однако специальным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право любого заявителя (как физического, так и юридического лица) на внесудебное (досудебное) рассмотрение его заявления при получении любых госуслуг. Такая коллизия норм усугубляется еще и тем, что вышеназванный закон не определяет саму процедуру рассмотрения жалоб и степень ответственности чиновников за предоставление госуслуг, нарушающих права граждан.
Проанализировав текущие нормы законодательства, Правительство РФ и Комитет Госдумы по конституционному законодательству, внес на рассмотрение депутатов ряд поправок в действующие законы и новый законопроект. В закон об организации предоставления услуг предлагается внести статьи об ответственности должностных лиц за нарушения при предоставлении услуг, а Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнить уже конкретными видами и степенью ответственности за подобные правонарушения чиновников.
Законопроект определяет порядок досудебного обжалования действий (бездействия) представителей исполнительной власти. В качестве новеллы в нем предусмотрено понятие административной жалобы, детально определяется процедура ее рассмотрения и принятия соответствующего решения. Учитывая реалии современного времени, авторы законопроекта определили, что любая жалоба может быть отправлена как в письменном традиционном виде, так и в форме электронного письма. Понятно, что электронная форма существенно ускорит подачу любой жалобы. Кроме того теперь чиновники будут обязаны реагировать и на телефонный звонок заявителя. В будущем законе существенно сокращен срок рассмотрения обращений: он уменьшен до десяти рабочих дней от момента официальной регистрации жалобы в исполнительном органе.
Поскольку данный законопроект был внесен в законодательный орган еще летом, предполагается, что к его рассмотрению депутаты приступят уже в сентябре.
На сегодняшний день обращения и жалобы в т.ч. и на действия или бездействие исполнительной власти попадают под юрисдикцию закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Этот документ прописывает общий порядок работы с заявлениями граждан. Однако, многие статьи закона - несомненно, передового при его принятии - за пять лет порядком исчерпали себя. Например, в качестве срока реагирования законодательный акт предусматривает целый месяц. Однако некоторые вопросы требуют незамедлительного разрешения, но это не предусмотрено законом, а, следовательно, чиновник ничего не нарушает, отвечая на сигнал гражданина через месяц, т.е. в срок.
В рамках закона часто складываются ситуации, когда рассмотрение жалобы человека «отдается на откуп» чиновнику, чьи действия и обжаловал заявитель. Кроме того даже из названия действующего законодательного акта видно, что он регулирует только работу с гражданами и в его сферу действия не попадают обращения юридических лиц. Однако специальным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено право любого заявителя (как физического, так и юридического лица) на внесудебное (досудебное) рассмотрение его заявления при получении любых госуслуг. Такая коллизия норм усугубляется еще и тем, что вышеназванный закон не определяет саму процедуру рассмотрения жалоб и степень ответственности чиновников за предоставление госуслуг, нарушающих права граждан.
Проанализировав текущие нормы законодательства, Правительство РФ и Комитет Госдумы по конституционному законодательству, внес на рассмотрение депутатов ряд поправок в действующие законы и новый законопроект. В закон об организации предоставления услуг предлагается внести статьи об ответственности должностных лиц за нарушения при предоставлении услуг, а Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнить уже конкретными видами и степенью ответственности за подобные правонарушения чиновников.
Законопроект определяет порядок досудебного обжалования действий (бездействия) представителей исполнительной власти. В качестве новеллы в нем предусмотрено понятие административной жалобы, детально определяется процедура ее рассмотрения и принятия соответствующего решения. Учитывая реалии современного времени, авторы законопроекта определили, что любая жалоба может быть отправлена как в письменном традиционном виде, так и в форме электронного письма. Понятно, что электронная форма существенно ускорит подачу любой жалобы. Кроме того теперь чиновники будут обязаны реагировать и на телефонный звонок заявителя. В будущем законе существенно сокращен срок рассмотрения обращений: он уменьшен до десяти рабочих дней от момента официальной регистрации жалобы в исполнительном органе.
Поскольку данный законопроект был внесен в законодательный орган еще летом, предполагается, что к его рассмотрению депутаты приступят уже в сентябре.