Коллегия ФАС России обсудила практику применения новых законов
Реализации двух федеральных законов - «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – было посвящено очередное расширенное заседание Коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Оно состоялось 28 мая 2007 года, сообщает пресс-служба ФАС России. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, эффект от введения законов очевиден уже сегодня.
Все описание
Реализации двух федеральных законов - «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» – было посвящено очередное расширенное заседание Коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Оно состоялось 28 мая 2007 года, сообщает пресс-служба ФАС России.
Закон о внесении изменений в КоАП вступил в силу 13 мая этого года. Теперь за грубые нарушения антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на рынке или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию) недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15 % от выручки от реализации товара на рынке которого было совершено правонарушение.
Кроме того, «оборотные» штрафы будут применяться за недобросовестную конкуренцию, связанную с введением в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Также впервые в российское законодательство внесены положения, предусматривающие смягчение или отмену наказания для компаний, которые добровольно устранили нарушения либо содействовали антимонопольной службе в проведении расследований.
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, выступая на заседании Коллегии, уточнил, что к административной ответственности в виде оборотных штрафов будут привлекаться только те компании, которые совершили правонарушения после вступления изменений в силу, то есть после 13 мая.
По словам главы антимонопольной службы, эффект от введения новых норм в КоАП очевиден уже сегодня: благодаря оборотным штрафам, в частности, за коллективное доминирование, на сегодняшний день в России удается сдерживать розничные цены на бензин. Игорь Артемьев уверен, что наказывать за антимонопольные нарушения нужно жестко, но пока не налагая максимально возможных по КоАП штрафов. «Увеличение штрафов приведет к сокращению количества дел, но в то же время даст возможность рассматривать их более тщательно», – уверен руководитель ФАС России.
Игорь Артемьев рассказал и об итогах реализации ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По его словам, в результате применения закона, который вступил в силу с 1 января 2006 года, федеральному бюджету удалось сэкономить 130 миллиардов рублей. Аналогичный эффект ожидается и от недавно вышедшего распоряжения Правительства РФ «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона». Этот документ обязывает государственных и муниципальных заказчиков закупать более 30% всех товаров, работ и услуг не на конкурсах, а на аукционах.
«Это даст хороший результат в борьбе с коррупцией при осуществлении госзакупок», – заявил Игорь Артемьев.
Следует отметить также, что 25 апреля 2007 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Принятые изменения в закон устраняют имеющиеся в нем пробелы и недостатки, делают процедуру размещения заказа более открытой и прозрачной», – отмечает пресс-служба ФАС России.
Речь идет, в частности, о переходе к получению информации преимущественно с официальных сайтов в Интернете и сокращении объема информации, размещаемой заказчиками в печатных СМИ, что приведет к снижению административных издержек.
Согласно поправкам, расширены возможности заказчиков размещать небольшие заказы в упрощенной форме путем запроса котировок.
Кроме того, в случае недобросовестного исполнения поставщиком своих обязанностей у заказчика появляется возможность расторгнуть с ним договор и заключить без проведения повторных процедур новый договор с участником торгов, занявшим второе место.
Также в соответствии с вступившими новыми нормами, Федеральный закон «О размещении заказов…» не применяется в случае оказания услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры.
Как отметил статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, новая поправка в Закон «О размещении заказов…», которая начнет работать с 1 января 2008 года, «позволит сэкономить бюджетные средства». Согласно ей, права на выполнение любых строительных работ для государственных нужд будут распределяться только на аукционах.
Начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России Михаил Евраев добавил, что антимонопольная служба совместно с Министерством экономического развития и торговли готовит еще целый пакет поправок в Закон «О размещении заказов…». В частности, они касаются размещения заказов при аварийных ситуациях и срочном медицинском вмешательстве, порядка аренды помещений и порядка оценки победителей на конкурсе, а также создания единого федерального информационного портала в сети Интернет по всем случаям размещения заказов.
Закон о внесении изменений в КоАП вступил в силу 13 мая этого года. Теперь за грубые нарушения антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на рынке или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию) недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15 % от выручки от реализации товара на рынке которого было совершено правонарушение.
Кроме того, «оборотные» штрафы будут применяться за недобросовестную конкуренцию, связанную с введением в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Также впервые в российское законодательство внесены положения, предусматривающие смягчение или отмену наказания для компаний, которые добровольно устранили нарушения либо содействовали антимонопольной службе в проведении расследований.
Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, выступая на заседании Коллегии, уточнил, что к административной ответственности в виде оборотных штрафов будут привлекаться только те компании, которые совершили правонарушения после вступления изменений в силу, то есть после 13 мая.
По словам главы антимонопольной службы, эффект от введения новых норм в КоАП очевиден уже сегодня: благодаря оборотным штрафам, в частности, за коллективное доминирование, на сегодняшний день в России удается сдерживать розничные цены на бензин. Игорь Артемьев уверен, что наказывать за антимонопольные нарушения нужно жестко, но пока не налагая максимально возможных по КоАП штрафов. «Увеличение штрафов приведет к сокращению количества дел, но в то же время даст возможность рассматривать их более тщательно», – уверен руководитель ФАС России.
Игорь Артемьев рассказал и об итогах реализации ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По его словам, в результате применения закона, который вступил в силу с 1 января 2006 года, федеральному бюджету удалось сэкономить 130 миллиардов рублей. Аналогичный эффект ожидается и от недавно вышедшего распоряжения Правительства РФ «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона». Этот документ обязывает государственных и муниципальных заказчиков закупать более 30% всех товаров, работ и услуг не на конкурсах, а на аукционах.
«Это даст хороший результат в борьбе с коррупцией при осуществлении госзакупок», – заявил Игорь Артемьев.
Следует отметить также, что 25 апреля 2007 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Принятые изменения в закон устраняют имеющиеся в нем пробелы и недостатки, делают процедуру размещения заказа более открытой и прозрачной», – отмечает пресс-служба ФАС России.
Речь идет, в частности, о переходе к получению информации преимущественно с официальных сайтов в Интернете и сокращении объема информации, размещаемой заказчиками в печатных СМИ, что приведет к снижению административных издержек.
Согласно поправкам, расширены возможности заказчиков размещать небольшие заказы в упрощенной форме путем запроса котировок.
Кроме того, в случае недобросовестного исполнения поставщиком своих обязанностей у заказчика появляется возможность расторгнуть с ним договор и заключить без проведения повторных процедур новый договор с участником торгов, занявшим второе место.
Также в соответствии с вступившими новыми нормами, Федеральный закон «О размещении заказов…» не применяется в случае оказания услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры.
Как отметил статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, новая поправка в Закон «О размещении заказов…», которая начнет работать с 1 января 2008 года, «позволит сэкономить бюджетные средства». Согласно ей, права на выполнение любых строительных работ для государственных нужд будут распределяться только на аукционах.
Начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России Михаил Евраев добавил, что антимонопольная служба совместно с Министерством экономического развития и торговли готовит еще целый пакет поправок в Закон «О размещении заказов…». В частности, они касаются размещения заказов при аварийных ситуациях и срочном медицинском вмешательстве, порядка аренды помещений и порядка оценки победителей на конкурсе, а также создания единого федерального информационного портала в сети Интернет по всем случаям размещения заказов.