ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» - Проект
Проект вносится Высшим Арбитражным Судом Российской Федераци.
Все описание
Проект вносится Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
Статья 1 Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012) следующие изменения: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» повлечет необходимость внесения изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
Статья 1 Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012) следующие изменения:
- в статье 180: часть 1 изложить в следующей редакции:
- «1. Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу со дня истечения срока на подачу кассационной жалобы. В случае подачи кассационной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда кассационной инстанции, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.»;
- «2. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, за исключением решений, указанных в части 4 настоящей статьи, и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.»; дополнить частью 4 следующего содержания: «4. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут быть обжалованы в порядке апелляционного производства, вступают в законную силу со дня истечения срока на подачу апелляционной жалобы или со дня принятия постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.»;
- статью 181 изложить в следующей редакции:
- 1. Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
- 2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
- 3. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства.»;
- часть 4 статьи 229 изложить в следующей редакции: «4. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции и вступает в законную силу со дня истечения срока на апелляционное обжалование или со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.»;
- в части 1 статьи 257: слова «не вступившее в законную силу» исключить; дополнить абзацем следующего содержания:
- статью 258 изложить в следующей редакции: «Статья 258. Суд, рассматривающий жалобы в порядке апелляционного производства Апелляционные жалобы рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.»;
- в статье 267: дополнить абзацем следующего содержания: «В случае, если дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в срок, не превышающий двух месяцев, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие судебного акта.»; Вариант: в статье 267 слово «месяца» заменить словами «двух месяцев»;
- в статье 271: часть 5 изложить в следующей редакции: «5. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня истечения срока на подачу кассационной жалобы, а в случае его обжалования со дня принятия постановления арбитражного суда кассационной инстанции. Постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, указанным в статьях 227 и части 2 статьи 273 настоящего Кодекса, вступают в законную силу со дня истечения срока на подачу апелляционной жалобы или со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое в порядке апелляционного производства, вступает в законную силу со дня его принятия.»;
- статью 273 изложить в следующей редакции: «1. Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части, а также судебные акты арбитражного суда первой инстанции в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.»; 2. Постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, и по делам о взыскании убытков, неустойки на сумму до двухсот тысяч рублей, присуждении к исполнению обязанности в натуре на сумму до ста тысяч рублей, преддоговорным спорам с ценой иска до ста тысяч рублей, привлечении к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере до ста тысяч рублей и иным делам, предусмотренным настоящим Кодексом, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции в случае, если лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полагают, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права и (или) имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.»;
- в статье 276: в части 1 слова «вступления в законную силу обжалуемых решения,» заменить словами «принятия обжалуемого»; в части 2 слова «вступления в законную силу обжалуемого судебного акта» заменить словами «принятия обжалуемого постановления»;
- часть 1 статьи 281 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5) кассационная жалоба подана на судебный акт, который не был обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.»;
- в статье 283: в части 1 слова «судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций,» заменить словами «обжалуемого судебного акта»; в части 2 слова «решения, постановления арбитражного суда» заменить словами «обжалуемого судебного акта»;
- раздел VII дополнить статьей 333 следующего содержания: «Статья 333. Предварительное исполнение судебных актов Предварительное исполнение судебных актов осуществляется путем внесения на депозитный счет арбитражного суда апелляционной инстанции денежных средств сторон и (или) передачи на хранение судебному приставу - исполнителю спорного имущества стороной, на которую может быть возложено исполнение судебного акта после принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, за исключением случаев немедленного исполнения, а также вступления в законную силу судебных актов со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае, если предметом спора является недвижимое имущество, предварительное исполнение судебных актов производится в порядке, предусмотренном главой 8 настоящего Кодекса.
«В порядке апелляционного производства может быть обжаловано решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения споров, указанных в пункте 3 части 2 статьи 34 настоящего Кодекса, в случае, если лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полагают, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права и (или) имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса.»;
Исполнительный лист о предварительном исполнении судебного акта выдается арбитражным судом апелляционной инстанции после принятия соответствующего судебного акта (вариант: соответствующего постановления). К предварительному исполнению судебных актов применяются правила, предусмотренные положениями об исполнении судебных актов, принятых арбитражным судом, если это не противоречит существу предварительного исполнения.». Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
- Реализация задач по повышению эффективности правосудия, укреплению гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, повышению доверия участников рынка и международного сообщества к системе арбитражных судов Российской Федерации требует совершенствования арбитражного процессуального законодательства. Целью принятия настоящего законопроекта является повышение эффективности рассмотрения и разрешения дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов.
- Законопроектом в качестве общего правила устанавливается последовательное движение дел через судебные инстанции: судебные акты арбитражного суда первой инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции, судебные акты арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции, и только после рассмотрения дела в суде кассационной инстанции заинтересованное лицо вправе обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В то же время сохраняют силу положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс), предусматривающие в отдельных случаях возможность обжалования судебных актов суда первой инстанции в арбитражный суд кассационной инстанции. Таким образом обеспечивается нормальное функционирование системы арбитражных судов Российской Федерации, которая имеет основанную на положениях действующего законодательства инстанционную организацию. Кроме того, данный подход позволяет решить такие проблемы, как дублирование функций арбитражных судов различных инстанций, отсутствие единообразия судебной арбитражной практики в них, умаление значения арбитражных судов апелляционной инстанции вследствие большого количества кассационных жалоб на судебные акты, принимаемые арбитражными судами первой инстанции, недобросовестное использование права на обжалование, когда лицо, не исчерпав другие возможности для проверки в судебном порядке законности оспариваемого акта, обращается в арбитражный суд кассационной или надзорной инстанций, обладающих более узким кругом оснований для изменения или отмены соответствующего судебного акта, (данные статистики свидетельствуют о том, что, ежегодно, минуя стадию апелляционного производства, в арбитражном суде кассационной инстанции рассматривается свыше 36% дел, возбужденных на основании кассационных жалоб, поданных на судебные акты арбитражных судов первой инстанции).
- В законопроекте устанавливаются виды дел, судебные акты по которым могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только при наличии установленных в законопроекте условий. Данное изменение направлено на сокращение количества судебных инстанций для обжалования судебных актов по спорам на незначительные суммы требований, предельный размер которых определен в зависимости от категории спора, а также по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства. Возможность пересмотра указанных актов в порядке кассационного и надзорного производства связана с необходимостью обеспечения единообразия судебной арбитражной практики с точки зрения установления единых подходов к применению норм материального права и соблюдения основных положений арбитражного процесса. Сокращение числа инстанций для обжалования в обозначенных случаях соответствует Рекомендациям Комитета Министров Совета Европы № R(95)5 относительно введения в действие и улучшения функционирования систем и процедур обжалования по гражданским и торговым делам, согласно которым государствам-членам следует рассмотреть возможность исключения ряда категорий дел, например, на небольшую сумму, из вопросов, рассматриваемых судом второй инстанции, а также опыту иностранных государств, например, Германии. Таким образом, предлагаемые изменения соответствуют международным процессуальным стандартам и, кроме того, их реализация будет способствовать, в том числе, более полному осуществлению принципа процессуальной экономии.
- Законопроект предусматривает увеличение срока рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции до двух месяцев в случаях, когда в соответствии с частью 5 статьи 270 АПК РФ применяются правила для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Необходимость внесения указанных изменений связана с тем, что установленного Кодексом общего срока апелляционного производства, равного одному месяцу, недостаточно для проведения полноценной подготовки дела и принятия судебного акта.
- Законопроектом устанавливаются иные сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Судебный акт предлагается считать вступившим в законную силу со дня истечения срока на подачу кассационной жалобы или со дня принятия постановления арбитражного суда кассационной инстанции, за исключением определенных законопроектом случаев. Таким образом, судебный акт предполагается окончательным и обязательным после использования заинтересованным лицом всех возможных средств для правильного разрешения спора. Это корреспондирует правовым позициям, выраженным в Предварительной Резолюции ResDH(2006)1 «О нарушении принципа правовой определенности процедурой пересмотра дел в порядке надзора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации – принятые общие меры и остающиеся вопросы в свете Постановлений Европейского суда по правам человека по делу Рябых (24 июля 2003г.) и делу Волкова (5 апреля 2005г.), в соответствии с которой недопустима ситуация, когда стороны судебного спора не могут быть полностью уверены в том, что ставшие окончательными и обязательными для исполнения судебные акты могут быть оспорены.
- Законопроектом устанавливается обязательное предварительное исполнение судебных актов после принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции путем внесения на депозитный счет арбитражного суда апелляционной инстанции денежных средств сторон и (или) передачи на хранение судебному приставу - исполнителю спорного имущества стороной, на которую может быть возложено исполнение судебного акта. Это нововведение направлено на повышение роли апелляционной инстанции в условиях смещения момента вступления в законную силу судебных актов на стадию кассации. 6. В законопроекте закрепляется возможность обжалования решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятых по спорам, указанным в пункте 3 части 2 статьи 34 АПК РФ, в порядке апелляционного производства в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае, когда имело место существенное нарушение норм материального или процессуального права. Указанное изменение направлено на более эффективную реализацию права на судебную защиту с учетом характера спорного правоотношения и субъектного состава участвующих в деле лиц, имея в виду возможность полного пересмотра дела в порядке апелляционного производства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Введение в действие Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» повлечет необходимость внесения изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».