«О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях» - проект постановления Пленума Высшего арбитражного суда
В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
Все описание
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ ______ февраля 2007 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ ______ февраля 2007 г.
«О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
- Подсудность дел об административных правонарушениях, рассматриваемых арбитражными судами, определена статьей 203 и частью 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
- В силу части 2 статьи 248 АПК РФ в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными лицами в Российской Федерации. При этом статьей 203 и частью 1 статьи 208 АПК РФ не определена подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных иностранными юридическими лицами, не имеющими филиала или представительства на территории Российской Федерации. В связи с этим с учетом положений части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ подсудность таких дел определяется на основании статьи 29.5 КоАП РФ.
- В случае обжалования в арбитражный суд решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, подсудность таких дел определяется в соответствии с частью 1 статьи 208 АПК РФ – по месту нахождения или месту жительства заявителя, поскольку при рассмотрении указанного заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление о привлечении к административной ответственности.
- Статьей 30.1 КоАП РФ в ее взаимосвязи с положениями части 1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрена возможность обжалования только трех видов актов: постановления о назначении административного наказания, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Обжалование иных актов, в том числе определений о возбуждении дела об административном правонарушении, КоАП РФ и АПК РФ не предусмотрено.
- При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
- В силу части 11 статьи 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.
Указанными статьями не установлены какие-либо правила в отношении подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств.
Поэтому, принимая во внимание положения части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, а также дела об оспаривании решенийадминистративных органов о привлечении юридических лиц к административной ответственности в связи с такими нарушениями на основании статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При этом по делу о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, суду о времени и месте судебного заседания необходимо известить помимо самого юридического лица также и соответствующий филиал (представительство).
Вариант. Вместо абзацев 2-4 включить следующий текст: Указанными статьями не установлены какие-либо особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств.
Поэтому, принимая во внимание положения части 1 статьи 202 АПК РФ, к заявлению о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с правонарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, может быть применена норма части 5 статьи 36 АПК РФ, в силу которой соответствующее заявление может быть предъявлено в суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Если заявитель обратился в арбитражный суд по месту нахождения филиала (представительства) юридического лица, о времени и месте судебного заседания суду необходимо известить помимо самого юридического лица также и соответствующий филиал (представительство).
Специальные правила определения подсудности, установленные частью 5 статьи 36 АПК РФ, имеют целью обеспечить доступность правосудия в случаях, когда подсудность определяется по месту нахождения лица, имеющего филиалы (представительства). В этой связи в целях обеспечения единообразных подходов к определению правил о подсудности дел, рассматриваемых арбитражными судами в соответствии с правилами §1 и §2 главы 25 АПК РФ, правила части 5 статьи 36 АПК РФ надлежит применять также и при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Вариант: последние два абзаца исключить.
При отсутствии соответствующей информации в заявлении органа или должностного лица, обратившегося с требованием о привлечении к административной ответственности, такое заявление подлежит оставлению без движения ввиду несоблюдения требований к его содержанию, которые вытекают из пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ в его взаимосвязи с частью 11 статьи 29.10 КоАП РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.С. Козлова
Секретарь Пленума, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.С. Козлова