Громадный расход древесины и необходимость шпал с более продолжительным сроком эксплуатации и обусловили сначала создание, а затем и распространение шпал из железобетона.
Самые качественные деревянные шпалы в настоящий период не способны служить более 18 лет. Собственно, громадный расход древесины и необходимость шпал с более продолжительным сроком эксплуатации и обусловили сначала создание, а затем и распространение шпал из железобетона. При соблюдении всех условий эксплуатации, таких как, оптимизация конструкций анкерных шайб, болтов, обеспечении достаточного уровня упругости в промежуточных скреплениях рельсов, срок эксплуатации шпал из железобетона может достигать и 50 лет.
Другое преимущество железобетона, как материала для изготовления шпал состоит в том, что сделанные из него шпалы обеспечивают гораздо более точную равноупругость рельсовых опор. Это в свою очередь, способствует большей плавности движения составов. Лучшая поперечная устойчивость также прежпочтительнее когда речь идет о работе бесстыковых путей. Это дополнительные причины по которым в наше время все магистральные железнодорожные пути, а также пути, предназначенные для движения по ним высокоскоростных поездов оборудуются именно железобетонными шпалами. Кроме того, шпалы из этого материала не гниют и гораздо лучше выдерживают нагрузки на сжатие.
Однако, у шпал их железобетона имеются и недостатки. К ним можно отнести слишком высокую жесткость, из-за чего приходится подкладывать специальные прокладки из упругой стали, между рельсами и шпалами. К числу других недостатков железобетона относится его электропроводность, а также низкие показатели сопротивляемости ударным динамическим нагрузкам (выколам). Добавим также, что деревянная шпала втрое легче, что при недостаточной механизации значительно облегчает работу. И кроме того, шпала из дерева до сих пор стоит гораздо дешевле, чем ее аналог из железобетона.
Именно этими факторами объясняется то, что шпалы из дерева продолжают производиться и находят спрос. Особенно они популярны при прокладке временных путей, а также во всех случаях, где основными критериями выбора являются цена и простота в укладке.
Чем и с какой целью пропитывают деревянные шпалы
В России деревянные шпалы по-прежнему широко распространены. Этот материал доступен по цене, он отвечает всем требованиям, достаточно легко обрабатывается, а кроме того, он стоек к перепадам температур и имеет отличное сцепление с щебнем, используемым в качестве насыпи.Главным фактором, снижающим срок службы изделий из дерева, является его склонность к гниению, особенно если речь идет об изделиях, постоянно находящихся под открытым небом и вкопанных, пусть даже и не в грунт, но в щебенку. Все это делает чрезвычайно актуальным вопрос предотвращения или максимального замедления гнилостных процессов в шпалах. Поэтому пропитке шпал уделяется большое значение. Хотя этот процесс известен достаточно давно, он продолжает совершенствоваться. Сейчас, как и прежде для пропитки шпал основным материалом является смесь различных каменноугольных масел (креозот), кроме того в наше время используются для этой цели и специально разработанные антисептики.
А вот технологический процесс пропитки претерпел серьезные изменения. Вместо продолжительного погружения в креозот с последующим ещё более продолжительным высушиванием в наше время пропитка происходит по не менее эффективной, но гораздо более производительной схеме «вакуум-давление-вакуум».