К сожалению, каждое предприятие рано, или поздно сталкивается с такой проблемой, как увольнение главного бухгалтера.
К сожалению, каждое предприятие рано, или поздно сталкивается с такой проблемой, как увольнение главного бухгалтера. И размер бедствия понимает только тот, кто сам прошел через это. В данном случае речь идет не только о грамотном оформлении документов, но еще и передаче дел новому специалисту. Регламент данной процедуры не прописан ни в одном нормативном документе, однако нюансов существует масса. Что следует учесть и на что обратить внимание? Попробуем разобраться.
Главный бухгалтер, как впрочем, и любой другой сотрудник, увольняется в соответствии со статьей 80 Трудового Кодекса РФ. Однако бухгалтер должен обязательно уведомить о своем уходе руководителя не позднее 2-х недель до окончания работы. Если даже директор не подписывает заявление, сотрудник имеет полное право прекратить свою трудовую деятельность после истечения этого срока. При этом руководитель обязан произвести полный расчет и вернуть трудовую книжку с соответствующей отметкой.
Последующая передача дел не оговаривается ни в одной статье законодательства РФ. При этом ведение бухгалтерского учета должно быть непрерывным, иначе это чревато путаницей и простоями на предприятии. Однако общая схема передачи дел все же существует. Для начала необходимо назначить сотрудника, который будет исполнять обязанности главного бухгалтера. Если такого нет – документацию имеет право принимать непосредственно директор компании. Конечно, если специалист ушел, не передав дела, это не влечет за собой никакой ответственности. И единственное, что может сделать руководитель –это обратиться в суд в течение года после увольнения, в случае выявления ошибок.
Есть ли альтернатива?
Как бы банально это ни звучало, но выход есть всегда! При увольнении главного бухгалтера совсем необязательно искать нового специалиста. Сегодня все большую популярность обретает такое понятие, как аутсорсинг. Что он собой представляет? Аутсорсинг – это оказание бухгалтерских услуг сторонними организациями, которые имеют все разрешительные документы на осуществление подобного рода деятельности. Это не только невероятно удобно, но еще и позволяет значительно сократить расходы на организацию рабочего места и содержание высококвалифицированного сотрудника.
За границей подобного рода практика существует уже достаточно давно. При этом услугами аутсорссинговых компаний пользуются не только малые предприятия, но и достаточно крупные фирмы. В нашей стране такая практика до сих пор диковинка, однако постепенно услуга становится все более востребованной.
Бухгалтерское сопровождение ООО, ИП и других форм собственности – это наиболее простое решение достаточно сложных проблем. При этом сторонняя организация может оказывать следующие виды услуг:
- Постановка и ведение бухгалтерского учета;
- Восстановление бухгалтерии;
- Составление отчетности для налоговых органов;
- Анализ финансовой и хозяйственной деятельности предприятия;
- Составление отчетности для руководителя компании и прочее.
При этом деятельность аутсорссинговых компаний регламентируется законодательством РФ, а между сторонами обязательно составляется договор на оказание услуг. В нем прописываются все условия сотрудничества и порядок разрешения споров в случае возникновения конфликтных ситуаций. Конечно, данного вида услуги далеко не так востребованы, как на Западе, но, как утверждают специалисты – это всего лишь дело времени.