Нарушения, выявленные ФАС и НАИЗ, подтверждают необходимость реформ законодательства.
Вступивший в силу 1 января текущего года Федеральный Закон 223-ФЗ от 18.07.2011 делает процесс закупок более удобным для заказчиков. Нормативный документ вносит ряд изменений в порядок применения квалифицированных требований, а также значительно уменьшает возможности обжалования решения в ФАС для участников конкурса. Тем не менее, данный закон определяет дополнительные требования к самим заказчикам – и данные условия, к сожалению, сегодня выполняются не в полной мере.
Известно, что одним из основных условий становится размещение положения о порядке проведения закупок на сайте компании, но данное условие сегодня выполняется далеко не всегда. Подтверждением тому стала недавняя проверка ФАС, проведенная в формате мониторинга сайтов предприятий, осуществляющих закупки согласно 223-ФЗ.
Проверка показала, что некоторые стратегические предприятия (62 из 142) и стратегические акционерные общества (3 из 49) не разместили на официальном сайте положения о закупках, что является важным требованием действующего законодательства. При этом утверждение о том, что разработка положения о закупках требует серьезных временных затрат, не имеет смысла – ведь сроки, отведенные на реализацию данной задачи, вполне позволяли провести анализ закупочной деятельности, разработать или скорректировать положение о закупках. Согласно законодательству, организации, не соблюдающие требований 223-ФЗ, автоматически попадают под действие закона 94-ФЗ, в связи с чем всем «нарушителям» были отправлены предупредительные письма.
Однако еще более громким стало заявление Национальной Ассоциации Института Закупок (НАИЗ). Согласно недавнему исследованию, проведенному НАИЗ, грубейшие нарушения законодательства были допущены самой ФАС. Так, анализируя произведенные закупки, сотрудники НАИЗ пришли к выводу, что в ряде случаев обоснование начальной (максимальной) цены было необъективным, так как аргументами для обозначения цены стали предложения, представленные несуществующими фирмами. Несмотря на размещение положения о закупках-2011 результаты закупок вряд ли можно считать эффективными. Ведь,к тому же, описания проектов оказались неполными и неточными – и такие нарушения указывали на то, что данные проекты изначально создавались для конкретных исполнителей, что всячески противоречит закону о конкуренции.
ФАС не прокомментировала заявления НАИЗ. Но всё же вышеизложенные факты подтверждают, что сегодня законодательные нормы в сфере закупок остаются несовершенными, требуют доработок, а также – более точного контроля над их соблюдением.