Представитель организации предоставляет в центральный или территориальный орган службы безопасности РФ полный перечень требуемых документов.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации специальную лицензию ФСБ необходимо получить организациям, которые планируют работать с государственной тайной, а также для тех юридических лиц, которые участвуют в государственных тендерах. В нашей стране, учитывая сложную бюрократическую систему, процесс оформления такого разрешения как лицензия на гостайну может длиться до полугода.
Прежде всего, представитель организации, желающей получить лицензию ФСБ, по доверенности или в соответствии с учредительными документами, предоставляет в центральный или территориальный орган службы безопасности РФ полный перечень требуемых документов. Он не засекречен, и его легко можно найти в тексте Постановления Правительства № 133 от 15.04.1995. Туда входит соответствующее заявление, составленное в установленной форме и копии всех учредительных документов и свидетельств, а также 17 обязательных требований к ним.
После внесения на рассмотрение всей документации, и оплаты сбора, который составляет 6 000 рублей, государственные органы начинают процедуру проверки, а именно: проводят всестороннюю экспертизу, где выясняется, как организация готова к тому, чтобы работать с государственной тайной, и какие мероприятия для этого проведены. Подобные экспертизы имеют право проводить только специально созданные Аттестационные центры либо само бюро ФСБ, причем оплачиваются все эти мероприятия самим проверяемым.
Проверять могут все: от банковских счетов до штатного расписания. Особое внимание уделяется учредительным документам, а именно Уставу. Если при регистрации в органах Федеральной налоговой службы кое-как составленный Устав может быть зарегистрирован, и никому особо интересен не будет, кроме основных пунктов, касающихся непосредственно налогового органа и отчетности, то во время этой экспертизы в документах должно быть все в точном соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О государственной тайне».
Но это все ерунда по сравнению с тем, что на предприятии необходимо создать новую структурную единицу — режимно-секретное подразделение. И не просто издать приказ на бумажном носителе, проверяющие должны увидеть реальное помещение, с решетками на окнах, сигнализацией, со всем пакетом необходимой документации, утвержденной теми же органами государственной власти, нанятыми и обученными сотрудниками, с разрешения того же ФСБ, а обойдется это не меньше чем в полмиллиона, плюс ежемесячная заработная плата и коммуникации. Некоторые экономные работодатели нашли выход, нанимая для этого подразделения стороннюю готовую фирму, но это не намного выгоднее.
Если у организации нет готового договора с Заказчиком, который требует использования секретных данных, то есть должна быть необходимость получения доступа к гостайне и, соответственно, получения лицензии ФСБ, иначе все это будет бесполезно. Но если испытуемая организация — это Министерство, Росатом или подобная ведомственная структура, то никакого договора, естественно, не требуется.
Руководитель должен пройти аттестацию — ряд длительных проверочных мероприятий, сдать своего рода экзамен на знание всех норм и требований законодательства, связанных с секретными данными, чтобы получить-таки доступ.
После того как все эти этапы пройдены - и начинается процедура оформления доступа к государственной тайне, при условии, конечно, что по результатам всех проверок, экспертиз, аттестаций и прошений получен положительный результат.