Дополнительно:
26 Января 2016

Покупка бизнеса: основные этапы сделки

Решение о покупке бизнеса может прийти любому владельцу действующего бизнеса, либо же только-только запланировавшему начать самостоятельно зарабатывать деньги гражданину. Современная банковская система, предлагающая достаточно широкий арсенал инструментов для кредитования начинающих предпринимателей, позволяет даже купить бизнес в Питере или Москве, не говоря уже о менее крупных городах. Итак, вы приняли решение о приобретении готового бизнеса, но к самому моменту совершения сделки купли-продажи необходимо досконально тут подготовиться.

Перво-наперво стоит изучить все внешние показатели деятельности того бизнес-предприятия, которое вы собираетесь приобрести. Для этого понадобится скрупулезно проверить всю доступную документацию организации, ее показатели, а также побеседовать с ее сотрудниками, поставщиками и клиентами. Но стоит учесть, что серьезная компания вряд ли сразу предоставит важную коммерческую информацию, для этого понадобится предварительно составить соглашение о намерениях. Заинтересованные стороны садятся за стол переговоров и в форме документа договариваются об этапах и объемах предстоящей проверки. Оговариваются лица, получающие доступ к данным, сроки прохождения проверки, порядок и форма предоставления доступа и т.д. Также соглашение о намерениях содержит в себе информацию обо всех этапах совершения сделки купли-продажи бизнеса.

Сроки, форма и размер обеспечительного платежа

Обеспечительный платеж - это своего рода гарантия для продающего бизнес, позволяющая быть уверенным в полной заинтересованности покупателя в получении необходимой информации. Размер обеспечительного платежа достаточно сильно зависит от стоимости продаваемого бизнеса, вместе с тем в документе отражаются сроки и порядок предстоящих выплат.

Перечень передаваемых для проверки документов

Об обеспечении необходимого перечня документов, позволяющих в полной мере оценить юридические и финансовые показатели предприятия, стоит озаботиться заранее, отразив этот список в соглашении. Таким образом можно будет удостовериться в наличии всех заявленных документов в бухгалтерии компании, а также осуществить достаточно скрупулезную проверку основных ее показателей.

Инвентаризация активов

В связи с тем, что оборотные средства покупаемого бизнеса находятся в постоянном движении, инвентаризация активов проводится, как правило, дважды. Первый раз это происходит на момент начала проверки, второй раз уже после полного ее окончания. Движение же средств обуславливается множеством факторов, указывать на которые отдельно смысла не имеет - если деньги не лежат мертвым грузом, значит компания работает.

Коммерческая тайна

Передача информации, содержащей в себе коммерческую тайну, очень деликатный и точный процесс. Для его обеспечения как правило привлекаются юристы, согласование проходит исключительно в индивидуальном порядке.

Согласование обязательств

Чтобы не столкнуться с финансовыми неприятностями, которые могут наступить уже после совершения сделки купли-продажи бизнеса, стоит заранее оговорить невыявленные на момент проверки обязательства компании. Для этого продавцу необходимо в письменном виде зафиксировать факт того, что компания не имеет никаких иных задолженностей, кроме оговоренных в документах сделки. В том случае, если вдруг всплывет какой-нибудь неучтенный договор, то на основании заключенного согласования по невыполненным обязательствам, всю ответственность за всплывший договор будет нести продавец.

Согласование конечной цены и оформление сделки

Наконец, последний этап долгой процедуры покупки бизнеса. На основании всего отработанного сторонами высчитывается окончательная сумма сделки и заключается договор о передаче прав собственности.