Рынок купли-продажи бизнеса в Российской Федерации ещё не развит и в основном заключается в слиянии крупных компаний или покупке-продаже мелких торговых точек.
К слову бизнес больше всего подходит понятие «предприятие», которое трактуется статьей 132 ГК РФ как комплекс движимого и недвижимого имущества, который предназначается для осуществления коммерческой либо производственной, либо и той и другой, деятельности. В этот комплекс входит: земельные участки, производственные и торговые здания и сооружения, транспортные средства, технологическое оборудование, сырьевые ресурсы и готовая продукция, специальная техника и т.д. Но, в то же время, определение «бизнес» имеет более широкое и объемное значение в предпринимательской деятельности чем просто регистрация фирмы.
Купля-продажа бизнеса – что это?
Первое, зачастую практический бизнес является широко разветвленным холдингом, включающим в себя ряд предприятий, которые могут различаться как по роду деятельности, так и по месторасположению.
Второе, бизнес содержит в себе не только совокупность движимого и недвижимого имущества, но и некоторые неосязаемые свойства (например, бренд, деловая репутация, надёжность), которые имеют не меньшую ценность и порой являются главным фактором, определяющим привлекательность бизнеса.
Рекомендации
Рынок купли-продажи бизнеса в Российской Федерации ещё не развит и в основном заключается в слиянии крупных компаний или покупке-продаже мелких торговых точек. Основные факторы, препятствующие развитию этого рынка – это две различные действующие бизнес-системы, используемые предпринимателями. К тому же, в этой сфере не помешала бы полноценная единая база данных предложений, а поэтому продажа продуктового магазина могла бы производиться в разы быстрее.
Из-за того, что законодательная база купли-продажи бизнеса ещё достаточно не урегулирована, и такие сделки отличаются высокими рисками, как в финансах, так и в репутации, то есть несколько правил для потенциального покупателя, отличающихся простотой и эффективностью:
- перед приобретением бизнеса, следует провести его тщательный комплексный правовой и экономический анализ;
- следует привлечь высокопрофессионального специалиста-оценщика для установки истинной, рыночной цены бизнеса;
- тщательно обдумать и утвердить с контрагентом поэтапный процесс покупки предприятия;
- наиболее подробно регламентировать все значительные условия приобретения бизнеса в договоре о продаже предприятия, особенно условия о комплексе движимого и недвижимого имущества, распределению прав и обязанностей сторон по выполнению сделки, распорядок передачи имущества де-факто, взаимодействие сторон по госрегистрации договора и передачи прав собственности, порядок расчетов и т.д.
- предварительно подготовить план упрощённой процедуры передачи управления предприятием.