В практике международного морского судоходства уже более столетия эксплуатация флота проводится в трёх формах судоходства – трамповое, линейное и регулярное.
Трамповое судоходство
Данная форма не предусматривает привязку судов к постоянному району плавания, порту и выгрузке, также она не ограничивает их работу в выборе видов грузов, с которыми они могут работать.
международная транспортная логистика в Украине устанавливает стоимость каждой перевозки в соответствии с договором, заключённым двумя сторонами перевозки (чартера). Также на стоимость перевозок влияют факторы конъюнктуры, принятые на фрахтовом рынке.
К категории трампового судоходства относят транспорт, который не предназначен общественному пользованию. Как правило, его используют для перевозки груза в индивидуальном порядке, при этом требуется обязательное оформление договоров фрахтования или аренды транспортировочного судна. В зависимости от возможностей его эксплуатации клиенту могут быть предоставлены дополнительные услуги.
Линейное судоходство
Это форма предусматривает организацию движения судов согласно расписанию и подразумевает обслуживание устойчивых пассажиро- и грузопотоков. За счёт линейного судоходства осуществляется международная торговля и регулярная перевозка товаров, происходящая по географически важным транспортным направлениям.
Стоимость перевозок при данной форме судоходства считается более устойчивой, нежели в форме трампового судоходства. Это целая система ставок, складывающихся из оплаты провоза грузов и сборов за комплекс транспортных услуг, предоставленных клиентам.
К линейному судоходству относят транспортные суда общего назначения, посредством которых осуществляется перевозка пассажиров, их багажа и грузов. Воспользоваться услугами этой формы судоходства могут обычные граждане и любые юридические лица.
Регулярное судоходство
Форма регулярного судоходства используется в обслуживании грузопотоков, происходящих между разными портами, принадлежащими:
- Промышленно-развитым странам с отлично развитой портовой инфраструктурой.
- Развивающимся странам с недостаточно механизированной системой обработки судов, пребывающих на рейдах.
Экспедиторское обслуживание грузов тесно связано с регулярным судоходством, поскольку именно этой формой от судовладельца предусматривается обязательная гарантия в отношении надёжности и стабильности услуг, оказываемых грузоотправителю. Также гарантируется и определённая частота отходов, к примеру – от 1 до 3 отходов в течение одного месяца, при этом каждый выход планируется по неделям или декадам.
Регулярное линейное судоходство имеет один характерный признак – это движение каждого судна согласно расписанию, которое объявлено заранее – чаще всего, на квартал вперёд. Эта форма судоходства обеспечивает условия, способствующие развитию внешнеторговых отношений между странами, увеличению объёмов грузооборота и уровню доходов каждого порта-участника.
Понятие «Коносамент»
Под этим понятием подразумевают документ, который перевозчик выдаёт грузовладельцу согласно факту принятия от него груза для осуществления дальнейшей его перевозки. Также этим документом подтверждается обязательство по передаче этого груза грузополучателю по прибытию судна в порт назначения.
Большей частью в каждом порту существуют особые условия, касающиеся выгрузки опасного груза исключительно на специализированных якорных стоянках или причалах и непосредственно после прибытия судна. В этой связи в коносаменте обязательно должна оговариваться степень возможных расходов и рисков относительно выполнения данного требования. Все они относятся к отправителям, а также и/или получателям опасных грузов.