На предприятиях розничной торговли особое внимание следует уделить автоматизации кассового оборудования.
В современных магазинах все чаще используются в качестве кассы POS-системы и POS-терминалы. POS-система включает в себя: фискальный регистратор, монитор кассира, POS-компьютер, клавиатуру, денежный ящик, считыватель магнитных карт и дисплей покупателя. При этом самая важная часть POS-системы – это фискальный регистратор.
Фискальный регистратор состоит из принтера с фискальной памятью и блока памяти. Фискальный регистратор печатает информацию на чеке, которая контролируется программным обеспечением на компьютере. Это может быть программа 1С, драйвер фискального регистратора или программный комплекс ДЭНСИ:КАССА.
Выбор оборудования для кассового узла зависит как от размеров магазина, так и от ассортимента товара. Сегодня в России присутствуют все формы торговли – супермаркеты, гипермаркеты, бутики и различные магазины «у дома».
Небольшое торговое предприятие выдающего до трехсот чеков в день и имеющим в своем ассортименте не более 5-8 тысяч наименований товара, может быть оснащено простой контрольно-кассовой машиной (ккм), настольной моделью принтера этикеток и светодиодным сканером.
Для автоматизации магазина с ассортиментом товара превышающего 8 тысяч единиц, следуют учитывать размер торговых площадей. Количество кассовых рабочих мест рассчитывается из расчета: одно рабочее место на 100 квадратных метров, где каждое рабочее место должно включать фискальный регистратор, лазерный или многоплоскостной сканер штрих кода и термотрансферный принтер этикеток.
В магазинах с ассортиментом товаров до 300 тысяч наименований оборудование кассового места требует значительных инвестиций. В магазинах таких больших форматов используются POS-терминалы ведущих мировых брендов, в большей части из соображений надежности. Кроме того для сбора данных используются специальные терминалы, которые взаимодействуют с системой при помощи Wi-Fi или BlueTooth и формируют расходные накладные.
Помимо стандартного кассового оборудования ритейлеры все чаще используют инновации. Так на кассах могут быть установлены мониторы, на которых происходит рекламирование товаров. Возможно, скоро на российском рынке появятся кассы самообслуживания, которые пользуются большой популярностью на Западе. Посещая такие магазины, покупатель самостоятельно взвешивает и пробивает товар, производя безналичную оплату.