Стране необходима агропродовольственная доктрина
Александр Николаевич Семин, доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор, заслуженный экономист РФ, ректор Уральской государственной сельскохозяйственной академии.
— Александр Николаевич, какие процессы происходят сегодня в аграрной науке?
— Сегодня высшая школа и аграрная наука переживает процесс модернизации. Инновационными для высшей школы, как и для всей системы высшего образования, стали направления: многоуровневая подготовка специалиста, введение единого государственного экзамена и государственного заказа на подготовку специалиста, новые информационные технологии в образовании, университетские академические комплексы, конкурсное распределение грантов, открытое аграрное образование, интеграция различных уровней образования, конкурсный отбор ведущих вузов, совершенствование организации обучения. Вот основные направления, по которым идет модернизация системы непрерывного сельскохозяйственного образования.
Россия, следуя волновой теории Николая Дмитриевича Кондратьева, вступила в шестой цикл повышательной волны, который характеризуется наступлением постиндустриальной эпохи. По исследованиям Сергея Глазьева, специалиста в области технологических укладов, мы находимся в следующем цикле шестого технологического уклада, где основными факторами являются информатика и микроэлектроника. Получает широкое распространение генная инженерия и биотехнология. Впервые в начале XXI века появилась возможность использовать трансгенных животных. Появились новые возможности для создания российского высокопродуктивного стада животных. Речь идет о получении животных с выдающимися полезно-хозяйственными свойствами. Развивается генетика селекционной технологии, создаются новые, более урожайные, качественные сорта. Впервые в хозяйственной практике используются космические технологии, нетрадиционные виды энергии. Широкое распространение и развитие получает лазерная технология, а также математика как основа всех наук.
Уральская государственная сельскохозяйственная академия, ее ученые и специалисты работают по 11 научным школам. Исследования проводятся по основным приоритетным фундаментальным и прикладным исследованиям. Так в области экономики и земельным отношениям усилия сосредоточены на разработке научных основ, стратегии развития современного АПК, аграрной политики, организационно-экономического механизма, продовольственного рынка, стратегического управления, эффективного использования производственного потенциала, социального развития села и регулирования земельных отношений, правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. Также, естественно, ведутся исследования в области растениеводства, животноводства, механизации, электрификации, автоматизации сельскохозяйственных процессов.
— Развитие АПК стало национальным проектом. Есть ли методики, рекомендации развития, совершенствования и вывода на новый уровень аграрного комплекса страны?
— В течение трех последних лет мы выполняем поручение министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. Поручение было сделано на одной из коллегий Всероссийского НИИ экономики труда и управления в сельском хозяйстве. Идет апробирование разработанных Уральским научно-образовательным центром нашей сельхозакадемии и центром мониторинга социально-трудовой сферы села специальных методик, которые адаптированы на территории Свердловской области в рамках пилотного проекта. Ведется учет приоритетных направлений бюджетных ассигнований, их эффективного использования.
У Свердловской области, как и у других субъектов Российской Федерации, есть много резервов для развития агропродовольственного сектора. Дело в том, что в животноводстве у нас сегодня на один рубль бюджетных ассигнований прирост сельхозпродукции составляет один рубль 18 копеек. Это неплохой результат. То же самое в области растениеводства. Здесь у нас получается один рубль 32 копейки на каждый рубль выделяемых бюджетных ассигнований. Эти средства выделяются на коренное улучшение земли, селекционную работу в области растениеводства.
Наша методика по-своему уникальна. Дело в том, что сельское хозяйство всегда получало дотации и субсидии. Не случайно этот сектор называли «черной дырой». Мы убеждаем депутатов, лоббируем свои интересы на различных уровнях — это ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств России, это Аграрная партия России, это агропромышленный Союз России. Там мы лоббируем свои интересы, так как вы знаете, в сравнении с Европейским Союзом, США, о государственной поддержке села в России говорить даже как-то неудобно. От 0,59 до 0,9 процентов по разным оценкам от расходной части бюджета в России направляется на поддержку отечественного сельхозтоваропроизводителя. В 2005 году опять произошло увеличение импорта мясной продукции к уровню 2004 года на 25 процентов. У многих это вызывает недоумение — говорим о национальном проекте — развитии АПК и с каждым годом увеличиваем импорт продовольствия.
По поручению министра сельского хозяйства Свердловской области Сергея Чемезова Уральский государственный экономический университет и Уральская государственная сельскохозяйственная академия совместно провели исследования на предмет оценки вступления в ВТО российских пищевых и перерабатывающих предприятий, их адаптации при вступлении в эту организацию. Каковы результаты? К сожалению, лишь немногим более 33 процентов предприятий сегодня готовы к вступлению и могут эффективно и конкурентоспособнo работать в условиях ВТО в тех регламентах, которые требуются. Всемирный банк дает такие оценки: импорт сельскохозяйственного сырья в Россию может увеличиться на 11 процентов, пищевая промышленность может оказаться еще в худшем положении — 18-19 процентов импорта пищевых продуктов. При вступлении в ВТО прогнозируется падение производства в России. А ведь, согласно национальному проекту развития АПК, мы должны увеличить на 4,5 процента производство молочной продукции, на 7 — мясной. В 2005 году году прирост сельхозпродукции составил к уровню 2004 года 2 процента по России. Свердловская область в том отношении благополучна. Мы выходим на показатели, обозначенные в национальном проекте.
— Опасность продовольственной зависимости возникла не сегодня. Что делали и делают ученые и практики для того, чтобы не допустить такой ситуации в стране?
— Напомню 1997 год, дефолта еще не было, ученые-аграрники, экономисты совместно с институтом экономики Уральского отделения РАН прогнозировали ситуации продовольственной зависимости и докладывали губернатору о принятии мер. Впервые в стране наш губернатор принял решение и был издан указ о «Продовольственной безопасности и повышении качества продуктов питания и продовольствия на территории Свердловской области». Указ был издан до известного Закона №100 «О государственном регулировании», который забаллотировали депутаты и мы трудимся без него.
В Свердловской области была разработана концепция продовольственной безопасности, ныне она утверждена до 2015 года. Называется она «Продовольственное обеспечение населения Свердловской области». В Указе и концепции обозначены пороговые значения, порог самообеспечения на территории области. Что касается мяса и мясопродуктов, мы должны обеспечивать себя на 80,5 процентов к 2015 году. Когда в страну ввозят более 30 процентов продовольствия, она находится в состоянии продовольственной опасности.
По цельномолочной продукции самообеспечение прогнозируется невысоким: 55,3 процента к уровню 2015 года.
Обеспечение яйцами, картофелем, овощи, ранняя зелень — 100 процентов. По мясу птицы уверенное 100-процентное обеспечение. Уральский птицепром ведущий в стране. По бройлерному мясу на сегодняшний день мы на российском рынке занимаем 16-16,7 процентов.
На сегодняшний день мы обеспечиваем себя мясом и мясопродуктами на 68 процентов от рациональной нормы. Рациональная норма — 81 килограмм на душу населения в год.
В области экономики ученые академии разработали методику оценки эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. Это одно из приоритетных направлений, потому что сегодня правительству, депутатам, администрациям различных уровней необходимо доказывать — какую бюджетную составляющую направлять в сельское хозяйство, будет ли она давать отдачу, эффективно работать. Методика ключевая, использована теория приоритетов, потому что многие регионы пошли по пути распыления средств. В отдельных областях государственная поддержка идет по 35-37 направлениям. На российском уровне это 6-7 позиций. С этого года федеральный центр стал выделять субсидии на возмещение затрат на ГСМ, это сделано впервые. Планируется от 5 до 0 миллиардов выделять на эти затраты. Мы идем к вступлению в ВТО и должны конкурировать с зарубежными производителями. Но мы пока не можем это делать по издержкам. Это природно-климатические условия, энергоемкость, металлоемкость, ресурсоемкость. Задача — найти, на каких статьях затрат мы можем снижать себестоимость и повышать конкурентоспособность отечественного продовольствия. Методики позволяют это делать.
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики проводит мониторинг выполнения национального проекта развития АПК. Нашей академии, в частности центру мониторинга социально-трудовой сферы села, сделано такое поручение от областного министра сельского хозяйства и продовольствия. Определены точки, в которых будут проведены исследования. Мы будем работать в трех областях: Челябинской, Курганской и Свердловской.
Однако многих ученых и практиков волнует краткосрочность проекта. В этом есть противоречие, противостояние. С одной стороны декларируется поддержка крупных сельскохозяйственных форм, с другой стороны — малых форм, архаичных технологий личного подсобного хозяйства. Получается так, что сегодня крестьянин, который работает в коллективном хозяйстве, трудится еще на личном подворье. У него наступает внутренний разрыв с точки зрения мотивации к труду. Работа в общественном секторе в ООО или АО на кого-то, а в частном секторе на себя. Вопрос — где он будет интенсивнее работать? Где ему выгоднее получить кредит? Льготный для личного подсобного хозяйства, 95 процентов которого возмещает федеральный центр и 5 процентов регион. Фактически бесплатный кредит. Внутренние противоречия всегда вызывают падение производительности труда. Вам это скажет любой социолог.
В нашем государстве нет агропродовольственной доктрины. Мы единственная страна, которая не имеет закона о продовольственной безопасности. Нет законодательной базы. Нет закона о реализации национальных проектов. Любая система держится на организационно-экономическом механизме. В этом механизме основной блок — правовое регулирование сельского хозяйства. Правового блока нет. Механизм это система. Сбой одного элемента выводит из строя всю систему.
Организационно-экономический механизм государственного регулирования агропромышленного производства состоит из двух подсистем — координации агропродовольственного рынка и государственной поддержки. Первая подсистема фактически не работает. Рыночные механизмы, которые предполагалось запустить — это закупочные продовольственные интервенции, агробиржи, продвижение, логистические системы, продовольственные рынки, создание маркетинговых центров. Этого блока нет. Вторая подсистема государственной поддержки имеет уродливые формы. Такова испорченная система, которую необходимо срочно модернизировать.
— Какими вы видите перспективы развития агропромышленного комплекса России?
— Что же касается перспектив, необходимо создать агропродовольственную доктрину. На ее базе вырабатывается концепция и четкая прозрачная государственная аграрная политика. Формируется закон о государственном регулировании и поддержке сельского хозяйства. Затем идут подзаконные акты. Это один блок организационно-экономического механизма. Второй блок — система государственного управления агропромышленным производством. Нужно реформировать и демонтировать систему государственного управления. В условиях рыночных отношений это имеет определенную специфику. Часть функций, а это на примере Свердловской области четко прослеживается, берут на себя отраслевые союзы. В условиях рынка многие функции государственных органов функции управления АПК утрачены и упразднены. У нас создано девять таких союзов. Они взаимодействуют с министерством сельского хозяйства и продовольствия и здесь отраслевые союзы могут отрегултровать взаимоотношения партнеров в ценовой цепочке от поля до прилавка. Иначе рыночная стихия захлестнет и попробуйте из отдаленных районов Свердловской области достучаться на областной локальный продовольственный рынок. Союзы поддерживают своих сырьевых партнеров, развивают их, создают условия для эффективной работы. Это выгодно для переработчика, пищевика и работника торговли. Плюс инновации и инвестиции. Это аксиома рыночных отношений.
— Сегодня высшая школа и аграрная наука переживает процесс модернизации. Инновационными для высшей школы, как и для всей системы высшего образования, стали направления: многоуровневая подготовка специалиста, введение единого государственного экзамена и государственного заказа на подготовку специалиста, новые информационные технологии в образовании, университетские академические комплексы, конкурсное распределение грантов, открытое аграрное образование, интеграция различных уровней образования, конкурсный отбор ведущих вузов, совершенствование организации обучения. Вот основные направления, по которым идет модернизация системы непрерывного сельскохозяйственного образования.
Россия, следуя волновой теории Николая Дмитриевича Кондратьева, вступила в шестой цикл повышательной волны, который характеризуется наступлением постиндустриальной эпохи. По исследованиям Сергея Глазьева, специалиста в области технологических укладов, мы находимся в следующем цикле шестого технологического уклада, где основными факторами являются информатика и микроэлектроника. Получает широкое распространение генная инженерия и биотехнология. Впервые в начале XXI века появилась возможность использовать трансгенных животных. Появились новые возможности для создания российского высокопродуктивного стада животных. Речь идет о получении животных с выдающимися полезно-хозяйственными свойствами. Развивается генетика селекционной технологии, создаются новые, более урожайные, качественные сорта. Впервые в хозяйственной практике используются космические технологии, нетрадиционные виды энергии. Широкое распространение и развитие получает лазерная технология, а также математика как основа всех наук.
Уральская государственная сельскохозяйственная академия, ее ученые и специалисты работают по 11 научным школам. Исследования проводятся по основным приоритетным фундаментальным и прикладным исследованиям. Так в области экономики и земельным отношениям усилия сосредоточены на разработке научных основ, стратегии развития современного АПК, аграрной политики, организационно-экономического механизма, продовольственного рынка, стратегического управления, эффективного использования производственного потенциала, социального развития села и регулирования земельных отношений, правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. Также, естественно, ведутся исследования в области растениеводства, животноводства, механизации, электрификации, автоматизации сельскохозяйственных процессов.
— Развитие АПК стало национальным проектом. Есть ли методики, рекомендации развития, совершенствования и вывода на новый уровень аграрного комплекса страны?
— В течение трех последних лет мы выполняем поручение министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. Поручение было сделано на одной из коллегий Всероссийского НИИ экономики труда и управления в сельском хозяйстве. Идет апробирование разработанных Уральским научно-образовательным центром нашей сельхозакадемии и центром мониторинга социально-трудовой сферы села специальных методик, которые адаптированы на территории Свердловской области в рамках пилотного проекта. Ведется учет приоритетных направлений бюджетных ассигнований, их эффективного использования.
У Свердловской области, как и у других субъектов Российской Федерации, есть много резервов для развития агропродовольственного сектора. Дело в том, что в животноводстве у нас сегодня на один рубль бюджетных ассигнований прирост сельхозпродукции составляет один рубль 18 копеек. Это неплохой результат. То же самое в области растениеводства. Здесь у нас получается один рубль 32 копейки на каждый рубль выделяемых бюджетных ассигнований. Эти средства выделяются на коренное улучшение земли, селекционную работу в области растениеводства.
Наша методика по-своему уникальна. Дело в том, что сельское хозяйство всегда получало дотации и субсидии. Не случайно этот сектор называли «черной дырой». Мы убеждаем депутатов, лоббируем свои интересы на различных уровнях — это ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств России, это Аграрная партия России, это агропромышленный Союз России. Там мы лоббируем свои интересы, так как вы знаете, в сравнении с Европейским Союзом, США, о государственной поддержке села в России говорить даже как-то неудобно. От 0,59 до 0,9 процентов по разным оценкам от расходной части бюджета в России направляется на поддержку отечественного сельхозтоваропроизводителя. В 2005 году опять произошло увеличение импорта мясной продукции к уровню 2004 года на 25 процентов. У многих это вызывает недоумение — говорим о национальном проекте — развитии АПК и с каждым годом увеличиваем импорт продовольствия.
По поручению министра сельского хозяйства Свердловской области Сергея Чемезова Уральский государственный экономический университет и Уральская государственная сельскохозяйственная академия совместно провели исследования на предмет оценки вступления в ВТО российских пищевых и перерабатывающих предприятий, их адаптации при вступлении в эту организацию. Каковы результаты? К сожалению, лишь немногим более 33 процентов предприятий сегодня готовы к вступлению и могут эффективно и конкурентоспособнo работать в условиях ВТО в тех регламентах, которые требуются. Всемирный банк дает такие оценки: импорт сельскохозяйственного сырья в Россию может увеличиться на 11 процентов, пищевая промышленность может оказаться еще в худшем положении — 18-19 процентов импорта пищевых продуктов. При вступлении в ВТО прогнозируется падение производства в России. А ведь, согласно национальному проекту развития АПК, мы должны увеличить на 4,5 процента производство молочной продукции, на 7 — мясной. В 2005 году году прирост сельхозпродукции составил к уровню 2004 года 2 процента по России. Свердловская область в том отношении благополучна. Мы выходим на показатели, обозначенные в национальном проекте.
— Опасность продовольственной зависимости возникла не сегодня. Что делали и делают ученые и практики для того, чтобы не допустить такой ситуации в стране?
— Напомню 1997 год, дефолта еще не было, ученые-аграрники, экономисты совместно с институтом экономики Уральского отделения РАН прогнозировали ситуации продовольственной зависимости и докладывали губернатору о принятии мер. Впервые в стране наш губернатор принял решение и был издан указ о «Продовольственной безопасности и повышении качества продуктов питания и продовольствия на территории Свердловской области». Указ был издан до известного Закона №100 «О государственном регулировании», который забаллотировали депутаты и мы трудимся без него.
В Свердловской области была разработана концепция продовольственной безопасности, ныне она утверждена до 2015 года. Называется она «Продовольственное обеспечение населения Свердловской области». В Указе и концепции обозначены пороговые значения, порог самообеспечения на территории области. Что касается мяса и мясопродуктов, мы должны обеспечивать себя на 80,5 процентов к 2015 году. Когда в страну ввозят более 30 процентов продовольствия, она находится в состоянии продовольственной опасности.
По цельномолочной продукции самообеспечение прогнозируется невысоким: 55,3 процента к уровню 2015 года.
Обеспечение яйцами, картофелем, овощи, ранняя зелень — 100 процентов. По мясу птицы уверенное 100-процентное обеспечение. Уральский птицепром ведущий в стране. По бройлерному мясу на сегодняшний день мы на российском рынке занимаем 16-16,7 процентов.
На сегодняшний день мы обеспечиваем себя мясом и мясопродуктами на 68 процентов от рациональной нормы. Рациональная норма — 81 килограмм на душу населения в год.
В области экономики ученые академии разработали методику оценки эффективности использования бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. Это одно из приоритетных направлений, потому что сегодня правительству, депутатам, администрациям различных уровней необходимо доказывать — какую бюджетную составляющую направлять в сельское хозяйство, будет ли она давать отдачу, эффективно работать. Методика ключевая, использована теория приоритетов, потому что многие регионы пошли по пути распыления средств. В отдельных областях государственная поддержка идет по 35-37 направлениям. На российском уровне это 6-7 позиций. С этого года федеральный центр стал выделять субсидии на возмещение затрат на ГСМ, это сделано впервые. Планируется от 5 до 0 миллиардов выделять на эти затраты. Мы идем к вступлению в ВТО и должны конкурировать с зарубежными производителями. Но мы пока не можем это делать по издержкам. Это природно-климатические условия, энергоемкость, металлоемкость, ресурсоемкость. Задача — найти, на каких статьях затрат мы можем снижать себестоимость и повышать конкурентоспособность отечественного продовольствия. Методики позволяют это делать.
Всероссийский институт аграрных проблем и информатики проводит мониторинг выполнения национального проекта развития АПК. Нашей академии, в частности центру мониторинга социально-трудовой сферы села, сделано такое поручение от областного министра сельского хозяйства и продовольствия. Определены точки, в которых будут проведены исследования. Мы будем работать в трех областях: Челябинской, Курганской и Свердловской.
Однако многих ученых и практиков волнует краткосрочность проекта. В этом есть противоречие, противостояние. С одной стороны декларируется поддержка крупных сельскохозяйственных форм, с другой стороны — малых форм, архаичных технологий личного подсобного хозяйства. Получается так, что сегодня крестьянин, который работает в коллективном хозяйстве, трудится еще на личном подворье. У него наступает внутренний разрыв с точки зрения мотивации к труду. Работа в общественном секторе в ООО или АО на кого-то, а в частном секторе на себя. Вопрос — где он будет интенсивнее работать? Где ему выгоднее получить кредит? Льготный для личного подсобного хозяйства, 95 процентов которого возмещает федеральный центр и 5 процентов регион. Фактически бесплатный кредит. Внутренние противоречия всегда вызывают падение производительности труда. Вам это скажет любой социолог.
В нашем государстве нет агропродовольственной доктрины. Мы единственная страна, которая не имеет закона о продовольственной безопасности. Нет законодательной базы. Нет закона о реализации национальных проектов. Любая система держится на организационно-экономическом механизме. В этом механизме основной блок — правовое регулирование сельского хозяйства. Правового блока нет. Механизм это система. Сбой одного элемента выводит из строя всю систему.
Организационно-экономический механизм государственного регулирования агропромышленного производства состоит из двух подсистем — координации агропродовольственного рынка и государственной поддержки. Первая подсистема фактически не работает. Рыночные механизмы, которые предполагалось запустить — это закупочные продовольственные интервенции, агробиржи, продвижение, логистические системы, продовольственные рынки, создание маркетинговых центров. Этого блока нет. Вторая подсистема государственной поддержки имеет уродливые формы. Такова испорченная система, которую необходимо срочно модернизировать.
— Какими вы видите перспективы развития агропромышленного комплекса России?
— Что же касается перспектив, необходимо создать агропродовольственную доктрину. На ее базе вырабатывается концепция и четкая прозрачная государственная аграрная политика. Формируется закон о государственном регулировании и поддержке сельского хозяйства. Затем идут подзаконные акты. Это один блок организационно-экономического механизма. Второй блок — система государственного управления агропромышленным производством. Нужно реформировать и демонтировать систему государственного управления. В условиях рыночных отношений это имеет определенную специфику. Часть функций, а это на примере Свердловской области четко прослеживается, берут на себя отраслевые союзы. В условиях рынка многие функции государственных органов функции управления АПК утрачены и упразднены. У нас создано девять таких союзов. Они взаимодействуют с министерством сельского хозяйства и продовольствия и здесь отраслевые союзы могут отрегултровать взаимоотношения партнеров в ценовой цепочке от поля до прилавка. Иначе рыночная стихия захлестнет и попробуйте из отдаленных районов Свердловской области достучаться на областной локальный продовольственный рынок. Союзы поддерживают своих сырьевых партнеров, развивают их, создают условия для эффективной работы. Это выгодно для переработчика, пищевика и работника торговли. Плюс инновации и инвестиции. Это аксиома рыночных отношений.