Владимир Задиора, председатель Уставного суда Свердловской области с 1998 по 2006 год
Что касается идеи создания Уральской республики, как бы не называли, юридически все субъекты федерации равны по Конституции. Все, что было заложено в Конституции Уральской республики, все эти положения есть в Уставе области. Просто громкое название напугало московских чиновников. Кроме того, сейчас идет процесс объединения субъектов федерации. В данном случае, было политическое решение применить санкции к авторам идеи создания Уральской республики. Была боязнь распада федерации.
В эти дни Конституционный суд Российской Федерации отмечает свое 15-летие. Председатели всех Конституционных судов Европы соберутся в Москве на конференцию, чтобы обсудить практику конституционного правосудия в рамках единого правового пространства, частью которого уже стала Россия. Приглашены также председатель Европейского суда по правам человека и генеральный секретарь Венецианской комиссии Совета Европы. Организатором встречи ведущих европейских юристов и правоведов стал Конституционный суд /КС/ РФ. Все эти годы КС прочно стоит на позициях защиты конституционных прав и свобод граждан, обеспечивая взаимодействие национальной и международной правовых систем. С 1996 года КС является полноправным членом Конференции Европейских Конституционных судов.
Идея конституционного правосудия пришла в Россию вместе с перестройкой, и создание такого органа стало свидетельством начала утверждения в России, еще входившей в состав СССР, правового государства.
Формально КС старше действующей ныне Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Однако история создания суда, как и история рождения Конституции, полна драматических страниц.
КС начал действовать в первых числах ноября 1991 года после того, как 30 октября были избраны первые 13 судей. Осенью 1993 года деятельность КС указом президента была приостановлена до принятия новой конституции. Однако затем восстановление деятельности КС было отложено до принятия федерального закона о КС. Этот документ появился лишь летом 1994 года. Первые трое судей были назначены 25 октября 1994 года, но в полном составе КС смог приступить к работе лишь в 1995 году.
Сами судьи КС признают, что не в состоянии назвать точную дату создания суда. Между тем, день своего рождения суд неизменно отмечает в один из дней судьбоносного для России октября.
Свой 10-летний юбилей суд отмечал сначала 16 октября открытием выставки в Историческом музее, а затем 1 ноября в Кремле с участием президента РФ. Один из гостей тогда заметил: "Авторитет суда настолько высок, что он, как английская королева, может сам решать, когда принимать официальные поздравления".
Мой отец Иван Степанович умер в 1949 году, когда мне было пять лет. Это случилось после его возвращения из Белоруссии. Мама Таисия Евгеньевна умерла в 1955 году. К тому времени мне исполнилось девять лет. Родители мои умерли рано. Отцу было 39 лет, маме 40. Я воспитывался у бабушки, она уже была старенькая, и по предложению военкомата меня направили в Свердловское суворовское военное училище. Тогда мы жили в Среднеуральске, это было новое место работы отца, в должности главного инженера в управлении капитального строительства горисполкома. Отец был инженером-строителем, мама инженером-химиком.
В училище я сдал вступительные экзамены, поступил и окончил его с серебряной медалью.
Училищу я обязан своим становлением как человека, личности. Личность, которая ставит общественные интересы, интересы коллектива выше личных. Это очень важно, как бы торжественно это не звучало. Нас таким воспитывали. Иначе невозможно жить в мальчишеском коллективе, где воспитывают коллективизм, навыки воинской службы, где чувство товарищества, чувство локтя всегда на первом месте. Эти качества я старался пронести до сегодняшнего дня. Не знаю, насколько хорошо у меня это получалось, но я старался.
В училище мы получили обширные знания, которые вели нас по жизни, помогали делать новые открытия, получать новые знания. База была заложена именно в училище, за что я ему сердечно благодарен.
Дисциплины, которые мы изучали по программе средней школы, преподаватели давали в большем объеме, качественнее, глубже. В училище великолепная библиотека, где мы, дети войны, могли узнать шедевры мировой литературы, путешествовать с героями книг по всем странам и континентам, готовить себя морально к жизненным испытаниям. Мы расширили свой кругозор, что, может быть, не было возможным и для ребенка, который воспитывался в полной, благополучной семье.
Чувство патриотизма. Не плакатное, напоказ, абстрактное, а глубокое, осознанное, уверенное чувство гордости за свою Родину и готовность в любую минуту встать на ее защиту. Любовь к Отчизне, в том числе к малой родине, где ты родился, рос и воспитывался.
Родина нас поддержала в трагический момент, когда мы потеряли родителей, близких. У многих война отняла детство, могла сломать, уничтожить, направить по кривой дорожке. Мы очень обязаны своей стране.
В то же время мы могли свободно высказывать свое мнение, у нас не подавлялось живая мысль, если хотите, дух вольнодумства. Нас воспитывали быть правдивыми и искренними.
В то время Министром обороны страны был маршал Жуков. Он сделал все, чтобы воспитателями и преподавателями в суворовских училищах были высокопрофессиональные специалисты. Армия становилась другой, а офицерские кадры формировались в суворовских училищах.
Мы занимались углубленным изучением иностранных языков, раз в неделю в училище объявлялся день языка. Общение во всех ситуациях, на всех уроках только на иностранном языке. От подъема до отбоя. Доходило до смешного – старшины были у нас фронтовиками, разговорный немецкий знали еще с войны, а вот английский давался трудно. На подъеме иногда давали команду вместо – стенд-ап, стул-ап!
Физическое воспитание, которое сопровождало нас ежедневно, все годы учебы, дает возможность и сегодня чувствовать себя уверенно и жизнерадостно.
Мы, выпускники разных лет собираемся каждый год в день училища, 19 декабря. К сожалению, нас становится все меньше. Кто погиб в Афганистане, кто в других менее известных войнах, кто не может по состоянию здоровья приехать. Практически, все уже в отставке.
После окончания суворовского училища я не пошел по военной линии по состоянию зрения. Пошел работать на «Уралмаш» в конструкторское бюро «Новатор», слесарем электромонтажных работ. Работал и учился на вечернем отделении Свердловского юридического института. В 1971 году с отличием окончил его и ушел на работу старшим инженером-патентоведом в Свердловский филиал научно-исследовательского института метрологии. Кроме того, я был народным заседателем в Орджоникидзевском суде. В 1973 году был избран судьей районного суда. С той поры я занимаюсь исключительно судебными делами.
Через некоторое время, в мае 1977 года избрали судьей Свердловского областного суда. Год в уголовной коллегии, потом перешел в гражданскую коллегию. Вначале судьей, затем председателем судебного состава, членом президиума. Последние семь лет заместителем председателя по гражданским делам, мне присвоено звание заслуженный юрист республики.
В 1998 году был принят закон об Уставном суде. Был объявлен конкурс, выдвигали кандидатом от суда, прокуратуры, администрации области, научных организаций. В марте я на конкурсной основе был избран судьей Уставного суда, в апреле 1998 – председателем Уставного суда Свердловской области.
Уставной суд – это суд конституционной юрисдикции на местах. Его задача проверять на соответствие Уставу, основному закону Свердловской области, все нормативно-правовые акты, издаваемые в рамках области. Это и указы губернатора нормативного характера, областные законы, постановления правительства и других государственных органов, постановления, решения нормативного характера органов местного управления и должностных лиц. Серьезный объем работы. Уставный суд – самостоятельное звено, входит в судебную систему Российской Федерации, но является судом субъекта федерации. Мы подчиняемся закону и Конституции страны. С Конституционным Судом России у нас только методическая связь. Его решения являются для нас обязательными, мы это учитываем при вынесении решения.
Кроме того, Уставный суд – это единственный орган, который может толковать Устав области, основной закон. Толкуем мы не по собственной инициативе, а по запросам, когда необходимо растолковать отдельные статьи.
Когда я работал в районных судах общей юрисдикции, у меня получалось так, что я два раза в неделю фактически не спал. Такой была нагрузка. Здесь нагрузка поменьше. В среднем рассматриваем одно-два дела в месяц. У нас особый порядок рассмотрения дел. Рассматриваем долго, коллективно. Поэтому подходить с критерием количественным здесь не годится. Из всех существующих субъектов федерации только 15 имеют Уставные суды. Уставные суды называются потому, что основной закон субъектов федерации – Устав.
В республиках, где существуют Конституции, суд называется Конституционным. Формулировка «Уставный суд» принадлежит нашей области, в частности, губернатору Эдуарду Росселю и председателю правительства Свердловской области Алексею Воробьеву, которые эту идею предложили и стали ее продвигать. Первые такие суды появились в республиках, как только позвучал девиз Бориса Николаевича Ельцина «Бери власти столько, сколько проглотишь». С другой стороны, нужно было защищать Конституцию.
Второй этап наступил, когда был принят конституционный закон о судебной системе. Уставные суды стали создаваться в субъектах там, где сильнее было развито законодательство. Не секрет, у нас в Свердловской области региональное законодательство очень развито. Поэтому возникла необходимость создания суда для защиты закона, поправить, если надо, цивилизованным порядком, а с другой стороны – защитить права и интересы граждан. Это в первую очередь.
У нас в области так построен местный закон, что у нас граждане, не в пример другим субъектам федерации, где только к этому подходят, могли сами обращаться к нам и защищать свои права. Это одна из гарантий защиты прав граждан на уровне региона. К нам часто обращаются по вопросам нарушения прав на уровне муниципальных образований. До 70 процентов обращений граждан по нормативным актам глав или представительных органов муниципальных образований.
В суворовском училище воспитатели и преподаватели формировали у нас обостренное чувство справедливости. Это мне значительно помогало в судебной практике. На судейской работе, которой я отдал больше тридцати лет, это качество должно быть особенно развито. Я всегда ставил себя на место потерпевшего, истца, ответчика. Рассматривал ситуацию со всех сторон не давая волю эмоциям, решить вопрос правильно и по справедливости. Ты исполняешь свой служебный долг. Как, допустим, исходить от простого – выселить человека из квартиры за неуплату долга за коммунальные услуги? Или при расторжении брака, когда дети превращаются в разменную монету для супругов. Или за наследство родственники дерутся. А уголовные дела? Каждый раз перед вынесением приговора столько думаешь, иногда дух перехватывает. Но закон есть закон.
Я добросовестно работал все эти годы, всегда говорил правду, не лукавил и не хитрил, телефонным правом не пользовался. В училище был секретарем комсомольской организации, в партию вступил в 18 лет, будучи рабочим, что бы сейчас не говорили о том времени. Но когда судьям было предложено отказаться от принадлежности к какой-либо партии, я вышел из партии.
Я участвовал в рассмотрении дел, связанных с созданием в Свердловской области законодательного двухпалатного органа, в делах, связанных с ротацией депутатов. В политических процессах не участвовал, никому не подыгрывал. Может быть, поэтому в силу своих независимых взглядов и стал председателем Уставного суда. Избирала на эту должность областная Дума, голосовали единогласно. Участвовал в подборе кадров. Наш суд конституционной юрисдикции был первым в субъекте федерации, не имеющим статуса республики. Первый суд в России. Подобные суды есть сейчас в Калининграде и Санкт-Петербурге. Мы же были первыми.
Что касается идеи создания Уральской республики, как бы не называли, юридически все субъекты федерации равны по Конституции. Все, что было заложено в Конституции Уральской республики, все эти положения есть в Уставе области. Просто громкое название напугало московских чиновников. Кроме того, сейчас идет процесс объединения субъектов федерации. В данном случае, было политическое решение применить санкции к авторам идеи создания Уральской республики. Была боязнь распада федерации.
На мой взгляд, в стране наметилась тенденция к укреплению государства. Говорю это как судья суда конституционного производства, где мы занимаемся вопросами государственного устройства. Единое правовое поле страны восстановлено. Какие-то пробелы, которые позволяли находить почву сепаратизму, законодательно ликвидированы. Нужна стабильность в экономике.
В этом смысле Урал отличается от других субъектов федерации. У нас значительно выше уровень жизни людей. Промышленно развитый центр. Есть все условия для движения вперед.
Что касается суворовской жизни, некоторые считают, что мы были лишены детства. Я считаю, наоборот, получил такое воспитание, которое не во всякой благополучной жизни получишь. У нас были хорошие офицеры-воспитатели. А.Г. Разин, В.Г.Румянцев, П.В.Бирюков. Замечательные преподаватели Л.М. Спивак, потом он преподавал на физическом факультете в Харьковском университете. Член-корреспондент Академии наук СССР. Р.Н. Соколовский, потом стал профессором. Где бы мы такое образование получили?
В училище нам закладывали логику мышления, умение говорить, строить последовательность выражения мысли, практику общения, запоминания, обобщение сказанного.
Особо следует поблагодарить преподавателей за хорошую физическую подготовку. Работая в районном, областном судах, я рассматривал в количественном отношении столько дел, что сейчас такое количество рассматривают многосоставные суды. Мы вынуждены были так работать. Были другие требования, другие подходы. Большие нагрузки выдерживал, благодаря заложенной в суворовском училище выносливости и хорошей физической подготовке. Я очень серьезно занимался лыжным спортом.
Нас хорошо учили и точным, и гуманитарным наукам. Можно смело говорить о всестороннем гармоничном развитии. Все это в суворовском училище. Честь ему хвала от всех выпускников.
Несмотря на воинскую дисциплину, несмотря на строгий спрос, относились к нам по-отечески, разговаривали на равных, не выделяли любимчиков, не наказывали незаслуженно. Строгость сочеталась с мягкостью. У нас в тот период было много круглых сирот. У меня из родных была только бабушка.
Из нашего выпуска 1962 года 30 процентов ребят пошли на гражданскую службу. Был период сокращения Вооруженных Сил, давали возможность дослужить фронтовикам, офицерам старшего поколения, тогда впервые, может быть, престижу армии был нанесен удар. Через два года, как мы подсчитали, в армии от нашего выпуска осталось процентов 30. На «гражданке» была перспектива. Многие поступили на физтех Уральского политехнического. Некоторые поступали после окончания высшего военного училища.
Есть мнение, что суворовцы, придя в армию после окончания высшего военного училища, имея 12 лет военного стажа, плохо продвигались по службе, их недолюбливали. Но это может быть неофициальное мнение. Некоторые дослужились и до генеральского звания.
Была еще проблема. Мы шли в суворовское училище десятилетними детьми, когда осмысленного выбора сделать не могли. Нас приводили бабушки, дедушки, военкомы. Взрослея, кто-то начинал понимать, что военная жизнь не для него, что выбор сделан не совсем правильно. Хотя никто не отказывался идти для продолжения службы в войска. Тогда не было принято отказываться, к тому же не позволяло это сделать чувство долга. Но противоречие было. С одной стороны подчинение, умение повиноваться, отодвигать личное, с другой свобода мнений, анализ политической ситуации, все это было в головах. Лично я не пошел в армию по состоянию здоровья.
Второй, почти нокаутирующий удар, нанесли армии в период перестройки. Это бездумный вывод войск из стран социалистического содружества, свертывание и упразднение целых родов войск, нищенское положение офицеров. А ведь не так давно молодые люди в лейтенантских погонах были весьма привлекательными женихами. Офицер мог обеспечить семью всем необходимым, живя в съемной квартире, если не получал в гарнизоне. Было такое понятие – 10 процентов строящихся квартир в городе – военнослужащим. От материального положения все зависит. Экономическое положение страны, инфляция, недостаток оборудования, устаревшее вооружение, которое разрушается.
У нас в училище на вечерах девчонок было очень много. Заводили дружбу, потом женились. Такие семьи сохранились до сих пор. В офицерские училища постоянно был конкурс.
Что касалось моей работы во главе Уставного суда Свердловской области - вопрос стоял не о совершенствовании судебной реформы, а приведении ее к человеку, гражданину. Суд не сам по себе, чтобы годами рассматривать дела, а четко, быстро, эффективно, то, что требует Европейская конвенция о правах человека.
Суворовское училище в моей жизни – это самые яркие воспоминания, это стержень, на котором держится характер, воля, и если хотите, судьба".
Идея конституционного правосудия пришла в Россию вместе с перестройкой, и создание такого органа стало свидетельством начала утверждения в России, еще входившей в состав СССР, правового государства.
Формально КС старше действующей ныне Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Однако история создания суда, как и история рождения Конституции, полна драматических страниц.
КС начал действовать в первых числах ноября 1991 года после того, как 30 октября были избраны первые 13 судей. Осенью 1993 года деятельность КС указом президента была приостановлена до принятия новой конституции. Однако затем восстановление деятельности КС было отложено до принятия федерального закона о КС. Этот документ появился лишь летом 1994 года. Первые трое судей были назначены 25 октября 1994 года, но в полном составе КС смог приступить к работе лишь в 1995 году.
Сами судьи КС признают, что не в состоянии назвать точную дату создания суда. Между тем, день своего рождения суд неизменно отмечает в один из дней судьбоносного для России октября.
Свой 10-летний юбилей суд отмечал сначала 16 октября открытием выставки в Историческом музее, а затем 1 ноября в Кремле с участием президента РФ. Один из гостей тогда заметил: "Авторитет суда настолько высок, что он, как английская королева, может сам решать, когда принимать официальные поздравления".
Владимир Задиора, председатель Уставного суда Свердловской области с 1998 по 2006 год
"Родился я 28 апреля 1944 года в городе Артемовском Свердловской области и прожил здесь 62 года за исключением трех лет жизни в Белоруссии, когда отца отправляли на восстановление республики после войны.Мой отец Иван Степанович умер в 1949 году, когда мне было пять лет. Это случилось после его возвращения из Белоруссии. Мама Таисия Евгеньевна умерла в 1955 году. К тому времени мне исполнилось девять лет. Родители мои умерли рано. Отцу было 39 лет, маме 40. Я воспитывался у бабушки, она уже была старенькая, и по предложению военкомата меня направили в Свердловское суворовское военное училище. Тогда мы жили в Среднеуральске, это было новое место работы отца, в должности главного инженера в управлении капитального строительства горисполкома. Отец был инженером-строителем, мама инженером-химиком.
В училище я сдал вступительные экзамены, поступил и окончил его с серебряной медалью.
Училищу я обязан своим становлением как человека, личности. Личность, которая ставит общественные интересы, интересы коллектива выше личных. Это очень важно, как бы торжественно это не звучало. Нас таким воспитывали. Иначе невозможно жить в мальчишеском коллективе, где воспитывают коллективизм, навыки воинской службы, где чувство товарищества, чувство локтя всегда на первом месте. Эти качества я старался пронести до сегодняшнего дня. Не знаю, насколько хорошо у меня это получалось, но я старался.
В училище мы получили обширные знания, которые вели нас по жизни, помогали делать новые открытия, получать новые знания. База была заложена именно в училище, за что я ему сердечно благодарен.
Дисциплины, которые мы изучали по программе средней школы, преподаватели давали в большем объеме, качественнее, глубже. В училище великолепная библиотека, где мы, дети войны, могли узнать шедевры мировой литературы, путешествовать с героями книг по всем странам и континентам, готовить себя морально к жизненным испытаниям. Мы расширили свой кругозор, что, может быть, не было возможным и для ребенка, который воспитывался в полной, благополучной семье.
Чувство патриотизма. Не плакатное, напоказ, абстрактное, а глубокое, осознанное, уверенное чувство гордости за свою Родину и готовность в любую минуту встать на ее защиту. Любовь к Отчизне, в том числе к малой родине, где ты родился, рос и воспитывался.
Родина нас поддержала в трагический момент, когда мы потеряли родителей, близких. У многих война отняла детство, могла сломать, уничтожить, направить по кривой дорожке. Мы очень обязаны своей стране.
В то же время мы могли свободно высказывать свое мнение, у нас не подавлялось живая мысль, если хотите, дух вольнодумства. Нас воспитывали быть правдивыми и искренними.
В то время Министром обороны страны был маршал Жуков. Он сделал все, чтобы воспитателями и преподавателями в суворовских училищах были высокопрофессиональные специалисты. Армия становилась другой, а офицерские кадры формировались в суворовских училищах.
Мы занимались углубленным изучением иностранных языков, раз в неделю в училище объявлялся день языка. Общение во всех ситуациях, на всех уроках только на иностранном языке. От подъема до отбоя. Доходило до смешного – старшины были у нас фронтовиками, разговорный немецкий знали еще с войны, а вот английский давался трудно. На подъеме иногда давали команду вместо – стенд-ап, стул-ап!
Физическое воспитание, которое сопровождало нас ежедневно, все годы учебы, дает возможность и сегодня чувствовать себя уверенно и жизнерадостно.
Мы, выпускники разных лет собираемся каждый год в день училища, 19 декабря. К сожалению, нас становится все меньше. Кто погиб в Афганистане, кто в других менее известных войнах, кто не может по состоянию здоровья приехать. Практически, все уже в отставке.
После окончания суворовского училища я не пошел по военной линии по состоянию зрения. Пошел работать на «Уралмаш» в конструкторское бюро «Новатор», слесарем электромонтажных работ. Работал и учился на вечернем отделении Свердловского юридического института. В 1971 году с отличием окончил его и ушел на работу старшим инженером-патентоведом в Свердловский филиал научно-исследовательского института метрологии. Кроме того, я был народным заседателем в Орджоникидзевском суде. В 1973 году был избран судьей районного суда. С той поры я занимаюсь исключительно судебными делами.
Через некоторое время, в мае 1977 года избрали судьей Свердловского областного суда. Год в уголовной коллегии, потом перешел в гражданскую коллегию. Вначале судьей, затем председателем судебного состава, членом президиума. Последние семь лет заместителем председателя по гражданским делам, мне присвоено звание заслуженный юрист республики.
В 1998 году был принят закон об Уставном суде. Был объявлен конкурс, выдвигали кандидатом от суда, прокуратуры, администрации области, научных организаций. В марте я на конкурсной основе был избран судьей Уставного суда, в апреле 1998 – председателем Уставного суда Свердловской области.
Уставной суд – это суд конституционной юрисдикции на местах. Его задача проверять на соответствие Уставу, основному закону Свердловской области, все нормативно-правовые акты, издаваемые в рамках области. Это и указы губернатора нормативного характера, областные законы, постановления правительства и других государственных органов, постановления, решения нормативного характера органов местного управления и должностных лиц. Серьезный объем работы. Уставный суд – самостоятельное звено, входит в судебную систему Российской Федерации, но является судом субъекта федерации. Мы подчиняемся закону и Конституции страны. С Конституционным Судом России у нас только методическая связь. Его решения являются для нас обязательными, мы это учитываем при вынесении решения.
Кроме того, Уставный суд – это единственный орган, который может толковать Устав области, основной закон. Толкуем мы не по собственной инициативе, а по запросам, когда необходимо растолковать отдельные статьи.
Когда я работал в районных судах общей юрисдикции, у меня получалось так, что я два раза в неделю фактически не спал. Такой была нагрузка. Здесь нагрузка поменьше. В среднем рассматриваем одно-два дела в месяц. У нас особый порядок рассмотрения дел. Рассматриваем долго, коллективно. Поэтому подходить с критерием количественным здесь не годится. Из всех существующих субъектов федерации только 15 имеют Уставные суды. Уставные суды называются потому, что основной закон субъектов федерации – Устав.
В республиках, где существуют Конституции, суд называется Конституционным. Формулировка «Уставный суд» принадлежит нашей области, в частности, губернатору Эдуарду Росселю и председателю правительства Свердловской области Алексею Воробьеву, которые эту идею предложили и стали ее продвигать. Первые такие суды появились в республиках, как только позвучал девиз Бориса Николаевича Ельцина «Бери власти столько, сколько проглотишь». С другой стороны, нужно было защищать Конституцию.
Второй этап наступил, когда был принят конституционный закон о судебной системе. Уставные суды стали создаваться в субъектах там, где сильнее было развито законодательство. Не секрет, у нас в Свердловской области региональное законодательство очень развито. Поэтому возникла необходимость создания суда для защиты закона, поправить, если надо, цивилизованным порядком, а с другой стороны – защитить права и интересы граждан. Это в первую очередь.
У нас в области так построен местный закон, что у нас граждане, не в пример другим субъектам федерации, где только к этому подходят, могли сами обращаться к нам и защищать свои права. Это одна из гарантий защиты прав граждан на уровне региона. К нам часто обращаются по вопросам нарушения прав на уровне муниципальных образований. До 70 процентов обращений граждан по нормативным актам глав или представительных органов муниципальных образований.
В суворовском училище воспитатели и преподаватели формировали у нас обостренное чувство справедливости. Это мне значительно помогало в судебной практике. На судейской работе, которой я отдал больше тридцати лет, это качество должно быть особенно развито. Я всегда ставил себя на место потерпевшего, истца, ответчика. Рассматривал ситуацию со всех сторон не давая волю эмоциям, решить вопрос правильно и по справедливости. Ты исполняешь свой служебный долг. Как, допустим, исходить от простого – выселить человека из квартиры за неуплату долга за коммунальные услуги? Или при расторжении брака, когда дети превращаются в разменную монету для супругов. Или за наследство родственники дерутся. А уголовные дела? Каждый раз перед вынесением приговора столько думаешь, иногда дух перехватывает. Но закон есть закон.
Я добросовестно работал все эти годы, всегда говорил правду, не лукавил и не хитрил, телефонным правом не пользовался. В училище был секретарем комсомольской организации, в партию вступил в 18 лет, будучи рабочим, что бы сейчас не говорили о том времени. Но когда судьям было предложено отказаться от принадлежности к какой-либо партии, я вышел из партии.
Я участвовал в рассмотрении дел, связанных с созданием в Свердловской области законодательного двухпалатного органа, в делах, связанных с ротацией депутатов. В политических процессах не участвовал, никому не подыгрывал. Может быть, поэтому в силу своих независимых взглядов и стал председателем Уставного суда. Избирала на эту должность областная Дума, голосовали единогласно. Участвовал в подборе кадров. Наш суд конституционной юрисдикции был первым в субъекте федерации, не имеющим статуса республики. Первый суд в России. Подобные суды есть сейчас в Калининграде и Санкт-Петербурге. Мы же были первыми.
Что касается идеи создания Уральской республики, как бы не называли, юридически все субъекты федерации равны по Конституции. Все, что было заложено в Конституции Уральской республики, все эти положения есть в Уставе области. Просто громкое название напугало московских чиновников. Кроме того, сейчас идет процесс объединения субъектов федерации. В данном случае, было политическое решение применить санкции к авторам идеи создания Уральской республики. Была боязнь распада федерации.
На мой взгляд, в стране наметилась тенденция к укреплению государства. Говорю это как судья суда конституционного производства, где мы занимаемся вопросами государственного устройства. Единое правовое поле страны восстановлено. Какие-то пробелы, которые позволяли находить почву сепаратизму, законодательно ликвидированы. Нужна стабильность в экономике.
В этом смысле Урал отличается от других субъектов федерации. У нас значительно выше уровень жизни людей. Промышленно развитый центр. Есть все условия для движения вперед.
Что касается суворовской жизни, некоторые считают, что мы были лишены детства. Я считаю, наоборот, получил такое воспитание, которое не во всякой благополучной жизни получишь. У нас были хорошие офицеры-воспитатели. А.Г. Разин, В.Г.Румянцев, П.В.Бирюков. Замечательные преподаватели Л.М. Спивак, потом он преподавал на физическом факультете в Харьковском университете. Член-корреспондент Академии наук СССР. Р.Н. Соколовский, потом стал профессором. Где бы мы такое образование получили?
В училище нам закладывали логику мышления, умение говорить, строить последовательность выражения мысли, практику общения, запоминания, обобщение сказанного.
Особо следует поблагодарить преподавателей за хорошую физическую подготовку. Работая в районном, областном судах, я рассматривал в количественном отношении столько дел, что сейчас такое количество рассматривают многосоставные суды. Мы вынуждены были так работать. Были другие требования, другие подходы. Большие нагрузки выдерживал, благодаря заложенной в суворовском училище выносливости и хорошей физической подготовке. Я очень серьезно занимался лыжным спортом.
Нас хорошо учили и точным, и гуманитарным наукам. Можно смело говорить о всестороннем гармоничном развитии. Все это в суворовском училище. Честь ему хвала от всех выпускников.
Несмотря на воинскую дисциплину, несмотря на строгий спрос, относились к нам по-отечески, разговаривали на равных, не выделяли любимчиков, не наказывали незаслуженно. Строгость сочеталась с мягкостью. У нас в тот период было много круглых сирот. У меня из родных была только бабушка.
Из нашего выпуска 1962 года 30 процентов ребят пошли на гражданскую службу. Был период сокращения Вооруженных Сил, давали возможность дослужить фронтовикам, офицерам старшего поколения, тогда впервые, может быть, престижу армии был нанесен удар. Через два года, как мы подсчитали, в армии от нашего выпуска осталось процентов 30. На «гражданке» была перспектива. Многие поступили на физтех Уральского политехнического. Некоторые поступали после окончания высшего военного училища.
Есть мнение, что суворовцы, придя в армию после окончания высшего военного училища, имея 12 лет военного стажа, плохо продвигались по службе, их недолюбливали. Но это может быть неофициальное мнение. Некоторые дослужились и до генеральского звания.
Была еще проблема. Мы шли в суворовское училище десятилетними детьми, когда осмысленного выбора сделать не могли. Нас приводили бабушки, дедушки, военкомы. Взрослея, кто-то начинал понимать, что военная жизнь не для него, что выбор сделан не совсем правильно. Хотя никто не отказывался идти для продолжения службы в войска. Тогда не было принято отказываться, к тому же не позволяло это сделать чувство долга. Но противоречие было. С одной стороны подчинение, умение повиноваться, отодвигать личное, с другой свобода мнений, анализ политической ситуации, все это было в головах. Лично я не пошел в армию по состоянию здоровья.
Второй, почти нокаутирующий удар, нанесли армии в период перестройки. Это бездумный вывод войск из стран социалистического содружества, свертывание и упразднение целых родов войск, нищенское положение офицеров. А ведь не так давно молодые люди в лейтенантских погонах были весьма привлекательными женихами. Офицер мог обеспечить семью всем необходимым, живя в съемной квартире, если не получал в гарнизоне. Было такое понятие – 10 процентов строящихся квартир в городе – военнослужащим. От материального положения все зависит. Экономическое положение страны, инфляция, недостаток оборудования, устаревшее вооружение, которое разрушается.
У нас в училище на вечерах девчонок было очень много. Заводили дружбу, потом женились. Такие семьи сохранились до сих пор. В офицерские училища постоянно был конкурс.
Что касалось моей работы во главе Уставного суда Свердловской области - вопрос стоял не о совершенствовании судебной реформы, а приведении ее к человеку, гражданину. Суд не сам по себе, чтобы годами рассматривать дела, а четко, быстро, эффективно, то, что требует Европейская конвенция о правах человека.
Суворовское училище в моей жизни – это самые яркие воспоминания, это стержень, на котором держится характер, воля, и если хотите, судьба".