Александр Соколов: Для нас ценен опыт Свердловской области в части проявления инициатив
В Свердловской области хорошо поставлена работа учреждений культуры. Это филармония, музыкальное училище имени Чайковского, областной краеведческий музей. Мы рассматривали многие вопросы, а на первый план вышли те, которые стали предметом обсуждения на полуторачасовой встрече с творческой интеллигенцией.
Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов: Для нас ценен опыт Свердловской области и Екатеринбурга в части проявления инициатив. Обычно к этому приходится подталкивать. Из такого практического опыта будет складываться федеральная программа, которая будет этот опыт обобщать и использовать его как пилотный.
В Свердловской области хорошо поставлена работа учреждений культуры. Это филармония, музыкальное училище имени Чайковского, областной краеведческий музей. Мы рассматривали многие вопросы, а на первый план вышли те, которые стали предметом обсуждения на полуторачасовой встрече с творческой интеллигенцией. Это вопросы, связанные с художественным образованием, музейным делом, так как сейчас идет работа правительственной комиссии по изучению состояния музейного дела и, прежде всего, музейных фондов. Это вопросы, связанные с перспективой принятия тех или иных законов. Законодательная деятельность министерства тоже была предметом обсуждения, а также вопросы жизни и труда творческой интеллигенции. На эту тему есть много суждений, связанных с недостатками в сфере законодательства. Нет защиты целого ряда категорий работников культуры. Мы обсуждали, почему и как это происходит.
— Какие элементы положительного опыта развития культуры в Свердловской области могут войти в федеральную программу?
— Здесь очень важно отношение к людям. Я бы это выделил особо. Мы сейчас говорим о том, что рискуем потерять профессии, не обеспечив их носителей социально и материально. Это реставраторы, музейные работники, библиотекари, архивисты. Нам не удается перейти на отраслевую схему оплаты труда для отдельных категорий работников, потому что общая и объяснимая политика заключается в том, что на этот принцип следует переходить всем. Предлагается переходить всем вместе, но мы на самом деле рискуем потерять эти профессии. А то, что делается на местах, в частности в Свердловской области, это служит примером для подражания.
Здесь вдвое повышены зарплаты этим категориям работников. Здесь есть поддержка стимулирующего характера. Этот опыт мы бы хотели сделать известным. Мы договорились, что во второй половине года мы вынесем на заседание коллегии министерства культуры РФ опыт вашего региона, причем сведем его с опытом тех регионов, которые могли быть предметом анализа и образцом для подражания. Помимо этого есть интересные инициативы в разных направлениях, скажем в области музейного дела. Я побывал в областном краеведческом музее и высоко оценил работу не только в плане сохранения фонда, но в части изучения, экспонирования в надлежащих условиях. Сейчас в стране работает правительственная комиссия, которая за два года должна проверить полторы тысячи музеев. Это очень важная работа, которая коснется и уральского региона.
— Как складывается ситуация с уральскими художниками, которые не могут оплачивать аренду мастерских и вынуждены покидать помещения и прекращают творческую деятельность?
— Этот вопрос обсуждался в очень эмоциональной форме. Речь идет о той самой особой опасности потери профессии. Художники выделяются среди других. Их рабочее место мастерская. Мастерская это недвижимость. Недвижимость это аренда и так далее. Проблема накручивается. В конечном итоге художник оказывается на улице. Это проблема не местного, а российского характера. К сожалению, у нас пока нет закона о творческих союзах. И не потому, что этим законом никто не занимался, а потому что с нескольких попыток ни разу не прошел через Совет Федерации.
В проекте закона много чисто юридических, правовых проблем, которые осложняют самое естественное решение — закрепить эти права. Сейчас очень многое зависит от гибкости политики на местах. В Москве этим целенаправленно занимается мэр. Руководители творческих союзов обращаются к нему, в соответствующие министерства, но здесь неизбежен выбор, потому что возможности ограничены. А там, где отдаются предпочтения одному в ущерб другому, и почему, следует объяснять. Есть еще пример положительного решения вопроса, хотя и частично. Специальным постановлением правительства РФ была выделена сумма в 30 миллионов рублей на поддержку особо нуждающихся ветеранов творческих союзов, в том числе, ветеранов Союза художников. Это деньги, которые будут распределяться творческими союзами. Думаю, союзы определят потребности коллег.
— В чем суть основных положений подготовленного, но еще не принятого Закона о творческих союзах?
— Закон о творческих союзах существует давно. Он предполагает, прежде всего, новые условия функционирования. Мы пока находимся в русле той практики, которая существовала во времена СССР, когда каждому творческому союзу был придан соответствующий фонд. Союз писателей — литфонд, художников — худфонд, композиторов — музфонд. В этом звене существовали принципы их взаимодействия. Сейчас сложились совершенно другие условия. Фонды на протяжении десятка лет занимались реализацией накопления, связанной с домами отдыха, санаториями, жилищным фондом, мастерскими. Сейчас имущественные отношения надо строить на совершенно другой основе. Поэтому вопрос функционирования творческих союзов учитывает разнообразие их структуры. В Москве несколько союзов писателей. В Екатеринбурге их два. Союзы произвольно строят свою работу. Это надо унифицировать, предложить оптимальную модель.
Второй вопрос — права членов союзов. Они не имеют никаких социальных гарантий, пенсионного обеспечения, не учитывается профиль их деятельности, связанный с трудовым стажем. Раньше все это было. Членская книжка творческого союза давала трудовой стаж, который пересчитывался на пенсию. Сейчас все эти коррективы необходимо вносить в закон. Но главное препятствие при согласовании принципов, это общая позиция в отношении льгот. Льготы это слово, которое практически выведено из употребления. Вся реформа была направлена на монетизацию льгот, ликвидацию налоговых предпочтений, поэтому вопросы трудно согласовывать. Что касается Закона «О культуре», это новый фундаментальный закон, который призван заменить разрушенный 122 федеральным законом «Основы законодательства о культуре». Он был подорван теми новациями, которые сняли все преференции в сфере культуры. Сейчас делаются попытки через Госдуму провести этот закон. В комитете по культуре Государственной Думы над проектом закона работают юристы. К маю 2007 года мы думаем предложить проект закона к обсуждению.
— Как решилась проблема государственных наград, принадлежащих гражданам России, выставленных на аукционе Сотбис?
— Ситуация прояснилась благодаря адекватной реакции тех аукционов, на которых возникла эта коллизия. Дело в том, что ордена не могут быть легально вывезены для продажи их за рубежом. Если мы обнаруживаем явление такого рода, то можем смело заявлять о криминальном оттенке такой сделки. Чаще всего подтверждается либо факт хищения, либо обмана. Наследников вводят в заблуждение обещанием взять ордена на временное размещение в экспозицию выставки. В итоге награды оказываются на продаже. Сейчас мы стараемся избегать судебных процессов, так речь чаще всего идет о добросовестных приобретателях. Это люди, которые в очередной раз приобрели предметы и не могли знать о неприятной предыстории этого явления. Работа с владельцами, это функция федеральной службы Росохранкультура, которая много раз демонстрировала свои дипломатические способности, договариваясь о возвращении орденов. Такая ситуация возникает периодически в Голландии, Швейцарии. Ситуация типичная, мы ее изучили и уверенно регулируем.
— Хотелось бы узнать ваши впечатления от знакомства с состоянием культуры в Свердловской области?
— Не стремясь к комплиментарности, скажу, что в Екатеринбурге едва ли не лучшая в стране филармония, даже с учетом опыта филармоний Москвы и Санкт-Петербурга. Ваша филармония очень логично выстроила свою деятельность, исходя из реальных возможностей региона. Возможности эти большие. Здесь есть полный цикл профессионального музыкального образования: училище и консерватория. Это условия, а реализация связана с постановкой хорошего хозяйствования филармонии. За основу взят американский опыт. Лучше всего виден результат в состоянии симфонического оркестра.
Как выстроен попечительский совет, как привлекаются внебюджетные деньги, как закупаются совершенно уникальные инструменты. Этим мало кто может похвастаться. Это все вместе взятое называется работой филармонии. Концертные планы подразумевают не только репертуарную политику, которая обеспечивает полные, но и работу филиалов, которые строят свою работу с учетом зарубежных гастролей. Симфонический оркестр филармонии Екатеринбурга это коллектив мирового класса. Есть амбициозные планы создания молодежного оркестра. Это питомник для большого оркестра. А сам факт, что губернатор патронирует оркестр, это я считаю замечательным. Поддержка первого лица региона это здорово.
— Что делается Минкультом в связи с объявлением 2007 года международным годом русского языка?
— Президент России подписал указ о проведении Года Русского языка. Весь 2007 год будет чередой торжественных мероприятий в честь русского языка. На русском языке сегодня говорят 170 миллионов человек, в том числе 30 миллионов русских соотечественников за рубежом и еще 350 миллионов его хорошо понимают. Солидная цифра. Первая публичная акция прошла в январе в Париже, на международной лингвистической выставке ЭКСПОЛАНТ. Ее опекают две первых леди – супруга президента Франции Бернадет Ширак и Людмила Путина.
Это программа представления русского языка как внутри страны, так и за рубежом. Программа долгосрочная, стартует в международном режиме, но перед этим в регионах прошли мероприятия в рамках года чтения, года русского языка. Мы имеем в виду назревшую потребность, получившую поддержку и реализацию на государственном уровне, что очень существенно. Наше министерство сейчас активно взаимодействует с Росзарубежцентром, агентством, работающем в системе министерства иностранных дел. Центр имеет хорошую базу в виде домов науки и культуры за рубежом. Это хорошая основа для работы с гражданами, симпатизирующими России. Только в Индии таких домов шесть. Так что следите за развитием событий в прессе, радио и телеканалам, нашем сайте.
Из личного дела:
Министр культуры РФ Александр Соколов — внук писателя Ивана Соколова-Микитова. С двухлетнего возраста воспитывался бабушкой и дедушкой. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессор, доктор искусствоведения. Тема диссертации — «Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества». С марта 2001 года — ректор Московской консерватории. С марта 2004 года — министр культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.
В Свердловской области хорошо поставлена работа учреждений культуры. Это филармония, музыкальное училище имени Чайковского, областной краеведческий музей. Мы рассматривали многие вопросы, а на первый план вышли те, которые стали предметом обсуждения на полуторачасовой встрече с творческой интеллигенцией. Это вопросы, связанные с художественным образованием, музейным делом, так как сейчас идет работа правительственной комиссии по изучению состояния музейного дела и, прежде всего, музейных фондов. Это вопросы, связанные с перспективой принятия тех или иных законов. Законодательная деятельность министерства тоже была предметом обсуждения, а также вопросы жизни и труда творческой интеллигенции. На эту тему есть много суждений, связанных с недостатками в сфере законодательства. Нет защиты целого ряда категорий работников культуры. Мы обсуждали, почему и как это происходит.
— Какие элементы положительного опыта развития культуры в Свердловской области могут войти в федеральную программу?
— Здесь очень важно отношение к людям. Я бы это выделил особо. Мы сейчас говорим о том, что рискуем потерять профессии, не обеспечив их носителей социально и материально. Это реставраторы, музейные работники, библиотекари, архивисты. Нам не удается перейти на отраслевую схему оплаты труда для отдельных категорий работников, потому что общая и объяснимая политика заключается в том, что на этот принцип следует переходить всем. Предлагается переходить всем вместе, но мы на самом деле рискуем потерять эти профессии. А то, что делается на местах, в частности в Свердловской области, это служит примером для подражания.
Здесь вдвое повышены зарплаты этим категориям работников. Здесь есть поддержка стимулирующего характера. Этот опыт мы бы хотели сделать известным. Мы договорились, что во второй половине года мы вынесем на заседание коллегии министерства культуры РФ опыт вашего региона, причем сведем его с опытом тех регионов, которые могли быть предметом анализа и образцом для подражания. Помимо этого есть интересные инициативы в разных направлениях, скажем в области музейного дела. Я побывал в областном краеведческом музее и высоко оценил работу не только в плане сохранения фонда, но в части изучения, экспонирования в надлежащих условиях. Сейчас в стране работает правительственная комиссия, которая за два года должна проверить полторы тысячи музеев. Это очень важная работа, которая коснется и уральского региона.
— Как складывается ситуация с уральскими художниками, которые не могут оплачивать аренду мастерских и вынуждены покидать помещения и прекращают творческую деятельность?
— Этот вопрос обсуждался в очень эмоциональной форме. Речь идет о той самой особой опасности потери профессии. Художники выделяются среди других. Их рабочее место мастерская. Мастерская это недвижимость. Недвижимость это аренда и так далее. Проблема накручивается. В конечном итоге художник оказывается на улице. Это проблема не местного, а российского характера. К сожалению, у нас пока нет закона о творческих союзах. И не потому, что этим законом никто не занимался, а потому что с нескольких попыток ни разу не прошел через Совет Федерации.
В проекте закона много чисто юридических, правовых проблем, которые осложняют самое естественное решение — закрепить эти права. Сейчас очень многое зависит от гибкости политики на местах. В Москве этим целенаправленно занимается мэр. Руководители творческих союзов обращаются к нему, в соответствующие министерства, но здесь неизбежен выбор, потому что возможности ограничены. А там, где отдаются предпочтения одному в ущерб другому, и почему, следует объяснять. Есть еще пример положительного решения вопроса, хотя и частично. Специальным постановлением правительства РФ была выделена сумма в 30 миллионов рублей на поддержку особо нуждающихся ветеранов творческих союзов, в том числе, ветеранов Союза художников. Это деньги, которые будут распределяться творческими союзами. Думаю, союзы определят потребности коллег.
— В чем суть основных положений подготовленного, но еще не принятого Закона о творческих союзах?
— Закон о творческих союзах существует давно. Он предполагает, прежде всего, новые условия функционирования. Мы пока находимся в русле той практики, которая существовала во времена СССР, когда каждому творческому союзу был придан соответствующий фонд. Союз писателей — литфонд, художников — худфонд, композиторов — музфонд. В этом звене существовали принципы их взаимодействия. Сейчас сложились совершенно другие условия. Фонды на протяжении десятка лет занимались реализацией накопления, связанной с домами отдыха, санаториями, жилищным фондом, мастерскими. Сейчас имущественные отношения надо строить на совершенно другой основе. Поэтому вопрос функционирования творческих союзов учитывает разнообразие их структуры. В Москве несколько союзов писателей. В Екатеринбурге их два. Союзы произвольно строят свою работу. Это надо унифицировать, предложить оптимальную модель.
Второй вопрос — права членов союзов. Они не имеют никаких социальных гарантий, пенсионного обеспечения, не учитывается профиль их деятельности, связанный с трудовым стажем. Раньше все это было. Членская книжка творческого союза давала трудовой стаж, который пересчитывался на пенсию. Сейчас все эти коррективы необходимо вносить в закон. Но главное препятствие при согласовании принципов, это общая позиция в отношении льгот. Льготы это слово, которое практически выведено из употребления. Вся реформа была направлена на монетизацию льгот, ликвидацию налоговых предпочтений, поэтому вопросы трудно согласовывать. Что касается Закона «О культуре», это новый фундаментальный закон, который призван заменить разрушенный 122 федеральным законом «Основы законодательства о культуре». Он был подорван теми новациями, которые сняли все преференции в сфере культуры. Сейчас делаются попытки через Госдуму провести этот закон. В комитете по культуре Государственной Думы над проектом закона работают юристы. К маю 2007 года мы думаем предложить проект закона к обсуждению.
— Как решилась проблема государственных наград, принадлежащих гражданам России, выставленных на аукционе Сотбис?
— Ситуация прояснилась благодаря адекватной реакции тех аукционов, на которых возникла эта коллизия. Дело в том, что ордена не могут быть легально вывезены для продажи их за рубежом. Если мы обнаруживаем явление такого рода, то можем смело заявлять о криминальном оттенке такой сделки. Чаще всего подтверждается либо факт хищения, либо обмана. Наследников вводят в заблуждение обещанием взять ордена на временное размещение в экспозицию выставки. В итоге награды оказываются на продаже. Сейчас мы стараемся избегать судебных процессов, так речь чаще всего идет о добросовестных приобретателях. Это люди, которые в очередной раз приобрели предметы и не могли знать о неприятной предыстории этого явления. Работа с владельцами, это функция федеральной службы Росохранкультура, которая много раз демонстрировала свои дипломатические способности, договариваясь о возвращении орденов. Такая ситуация возникает периодически в Голландии, Швейцарии. Ситуация типичная, мы ее изучили и уверенно регулируем.
— Хотелось бы узнать ваши впечатления от знакомства с состоянием культуры в Свердловской области?
— Не стремясь к комплиментарности, скажу, что в Екатеринбурге едва ли не лучшая в стране филармония, даже с учетом опыта филармоний Москвы и Санкт-Петербурга. Ваша филармония очень логично выстроила свою деятельность, исходя из реальных возможностей региона. Возможности эти большие. Здесь есть полный цикл профессионального музыкального образования: училище и консерватория. Это условия, а реализация связана с постановкой хорошего хозяйствования филармонии. За основу взят американский опыт. Лучше всего виден результат в состоянии симфонического оркестра.
Как выстроен попечительский совет, как привлекаются внебюджетные деньги, как закупаются совершенно уникальные инструменты. Этим мало кто может похвастаться. Это все вместе взятое называется работой филармонии. Концертные планы подразумевают не только репертуарную политику, которая обеспечивает полные, но и работу филиалов, которые строят свою работу с учетом зарубежных гастролей. Симфонический оркестр филармонии Екатеринбурга это коллектив мирового класса. Есть амбициозные планы создания молодежного оркестра. Это питомник для большого оркестра. А сам факт, что губернатор патронирует оркестр, это я считаю замечательным. Поддержка первого лица региона это здорово.
— Что делается Минкультом в связи с объявлением 2007 года международным годом русского языка?
— Президент России подписал указ о проведении Года Русского языка. Весь 2007 год будет чередой торжественных мероприятий в честь русского языка. На русском языке сегодня говорят 170 миллионов человек, в том числе 30 миллионов русских соотечественников за рубежом и еще 350 миллионов его хорошо понимают. Солидная цифра. Первая публичная акция прошла в январе в Париже, на международной лингвистической выставке ЭКСПОЛАНТ. Ее опекают две первых леди – супруга президента Франции Бернадет Ширак и Людмила Путина.
Это программа представления русского языка как внутри страны, так и за рубежом. Программа долгосрочная, стартует в международном режиме, но перед этим в регионах прошли мероприятия в рамках года чтения, года русского языка. Мы имеем в виду назревшую потребность, получившую поддержку и реализацию на государственном уровне, что очень существенно. Наше министерство сейчас активно взаимодействует с Росзарубежцентром, агентством, работающем в системе министерства иностранных дел. Центр имеет хорошую базу в виде домов науки и культуры за рубежом. Это хорошая основа для работы с гражданами, симпатизирующими России. Только в Индии таких домов шесть. Так что следите за развитием событий в прессе, радио и телеканалам, нашем сайте.
Из личного дела:
Министр культуры РФ Александр Соколов — внук писателя Ивана Соколова-Микитова. С двухлетнего возраста воспитывался бабушкой и дедушкой. Окончил музыкальное училище имени Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессор, доктор искусствоведения. Тема диссертации — «Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества». С марта 2001 года — ректор Московской консерватории. С марта 2004 года — министр культуры. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.