Юрий Чайка: прокурорский надзор на транспорте требует реформирования
Как известно, транспорт является местом массового скопления людей, и поэтому весьма уязвим при техногенных авариях и террористических актах. Поэтому обеспечение безопасности на объектах транспорта Генеральная прокуратура рассматривает как свою приоритетную задачу и намерена всесторонне взаимодействовать с Минтрансом России и координировать деятельность правоохранительных органов в этой сфере.
Как известно, транспорт является местом массового скопления людей, и поэтому весьма уязвим при техногенных авариях и террористических актах. Поэтому обеспечение безопасности на объектах транспорта Генеральная прокуратура рассматривает как свою приоритетную задачу и намерена всесторонне взаимодействовать с Минтрансом России и координировать деятельность правоохранительных органов в этой сфере.
Транспортная система страны в последние годы претерпевает существенные изменения и динамично развивается. Растут объемы перевозок железнодорожным, авиационным, речным и морским транспортом, расширяется ее инфраструктура. Основные показатели аварийности на транспорте за прошедший год остаются на прежнем уровне, а в ряде случаев снижаются.
Вместе с тем, нас не может не настораживать то обстоятельство, что тяжесть происшествий значительно возросла: увеличилось количество жертв от авиационных катастроф, кораблекрушений.
Как показывают результаты расследований, за каждой подобной трагедией - нарушение законодательства, чья-то небрежность, самонадеянность, халатное отношение к своим обязанностям.
Мы начали использовать новые формы работы. Проведены совместные проверки, результаты обсуждены на совместном заседании коллегий, на котором принято соответствующее решение, направлены информационные записки Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации. Мною и Министром транспорта подписаны приказы по ведомствам.
В соответствии с принятыми решениями, Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработан План мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации, в котором учтены рекомендации Генеральной прокуратуры.
Результаты совместных организационных мероприятий, в том числе кадровых, уже заметны. В разы возросло количество выявляемых непосредственно Ространснадзором нарушений в области безопасности и антитеррористической защищенности на транспорте. В связи с несвоевременным устранением нарушений приостановлено выполнение полетов гражданских воздушных судов на 12-ти аэродромах, в том числе Мячково, Курган, Курск, Орел, Хатанга, Ржевка и других. Более того, Ространснадзором применены исключительные меры к нарушителям законодательства - запрещены полеты в страны Евросоюза 9-ти российским авиакомпаниям.
Принимаются меры к приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации системы охраны аэропортов, авиапредприятий и подведомственных организации.
К сожалению, практика прокурорского надзора в прошедшем году показала, что имеются как многочисленные противоречия и пробелы в правовом регулировании, так и несовершенство правоприменительного механизма, обеспечивающего исполнение законодательства.
Следует отметить, что неопределенность в законодательном регулировании деятельности должностных лиц Ространснадзора по привлечению к административной ответственности привела фактически к невозможности осуществления административной практики. В связи с чем требуется скорейшее внесение соответствующих корректив в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо продолжать законотворческую работу, опираясь на существующие правовые акты, такие как принятый недавно Федеральный закон «О транспортной безопасности». Следует максимально быстро подготовить соответствующие подзаконные акты, чтобы ликвидировать пробелы в правовом регулировании, поскольку наличие пусть даже не идеальной нормы права лучше ее отсутствия.
В настоящее время требует скорейшего правового урегулирования проблема установки на воздушные суда, да и на иные транспортные средства, неаутентичных либо контрафактных деталей и агрегатов.
Документы инспекционного контроля летной годности воздушных судов свидетельствует о наличии в эксплуатации значительного количества агрегатов (деталей) с отработанным сроком службы, с признаками недостоверности данных в паспортах на агрегаты (детали), либо с нарушениями требований ГОСТ при оформлении технической документации.
В ходе проверки выявлены случаи перевозки грузов и пассажиров на воздушных судах с недоброкачественным либо выработавшим свой ресурс оборудованием, в том числе и у крупнейших российских авиаперевозчиков. Уголовные дела по такого рода фактам расследуются в Москве, Республике Татарстан, Томской и Новосибирской областях.
Не все благополучно и в сфере безопасности мореплавания. Росморречфлот и Ространснадзор все еще не в полной мере осуществляют свои полномочия по наведению порядка в этой области.
Например, в течение прошлого года 82 российских судна были задержаны в иностранных портах в связи с несоблюдением конвенционных требований. В этой связи Ространснадзору, Росморречфлоту необходимо обязать руководителей своих территориальных органов, администраций и капитанов портов более тщательно проверять морские суда и не выпускать их из морских портов с имеющимися нарушениями.
Допускаются нарушения при создании и функционирования глобальной морской системы связи, выполнении капитанами морских портов функций по обеспечению безопасности мореплавания, соблюдения законодательства о лицензировании, правил регистрации судов и организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаче заключений о привлечении иностранной рабочей силы.
Лишь после вмешательства Генеральной прокуратуры, Росморречфлотом даны рекомендации капитанам морских портов об обязательном возбуждении дел об административных правонарушениях во всех случаях их совершения в области морского транспорта. В планах охраны портовых средств даны указания о необходимости приведения системы охраны объектов в соответствие с действующим законодательством.
С учетом структурных изменений вследствие административной реформы, мы пришли к выводу о необходимости реформирования системы прокурорского надзора на транспорте.
В этой связи мною создана и с 1 марта приступила к работе Московская межрегиональная транспортная прокуратура, которая, как известно, функционирует фактически в рамках Центрального федерального округа и не повторяет ранее существующую Московскую транспортную прокуратуру.
В настоящее время мы приступили к созданию аналогичных подразделений в Южном и Северо-Западном федеральных округах.
Мы рассчитываем на то, что период становления новой системы транспортных прокуратур будет завершен в максимально короткие сроки. Это безусловно повысит качество прокурорского надзора в отрасли, позволит более эффективно противостоять нарушениям действующего законодательства на транспорте, а следовательно скажется не только на работниках транспорта, но и на всех пользователях транспортной системы - наших людях.
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации
Транспортная система страны в последние годы претерпевает существенные изменения и динамично развивается. Растут объемы перевозок железнодорожным, авиационным, речным и морским транспортом, расширяется ее инфраструктура. Основные показатели аварийности на транспорте за прошедший год остаются на прежнем уровне, а в ряде случаев снижаются.
Вместе с тем, нас не может не настораживать то обстоятельство, что тяжесть происшествий значительно возросла: увеличилось количество жертв от авиационных катастроф, кораблекрушений.
Как показывают результаты расследований, за каждой подобной трагедией - нарушение законодательства, чья-то небрежность, самонадеянность, халатное отношение к своим обязанностям.
Мы начали использовать новые формы работы. Проведены совместные проверки, результаты обсуждены на совместном заседании коллегий, на котором принято соответствующее решение, направлены информационные записки Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации. Мною и Министром транспорта подписаны приказы по ведомствам.
В соответствии с принятыми решениями, Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработан План мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации, в котором учтены рекомендации Генеральной прокуратуры.
Результаты совместных организационных мероприятий, в том числе кадровых, уже заметны. В разы возросло количество выявляемых непосредственно Ространснадзором нарушений в области безопасности и антитеррористической защищенности на транспорте. В связи с несвоевременным устранением нарушений приостановлено выполнение полетов гражданских воздушных судов на 12-ти аэродромах, в том числе Мячково, Курган, Курск, Орел, Хатанга, Ржевка и других. Более того, Ространснадзором применены исключительные меры к нарушителям законодательства - запрещены полеты в страны Евросоюза 9-ти российским авиакомпаниям.
Принимаются меры к приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации системы охраны аэропортов, авиапредприятий и подведомственных организации.
К сожалению, практика прокурорского надзора в прошедшем году показала, что имеются как многочисленные противоречия и пробелы в правовом регулировании, так и несовершенство правоприменительного механизма, обеспечивающего исполнение законодательства.
Следует отметить, что неопределенность в законодательном регулировании деятельности должностных лиц Ространснадзора по привлечению к административной ответственности привела фактически к невозможности осуществления административной практики. В связи с чем требуется скорейшее внесение соответствующих корректив в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо продолжать законотворческую работу, опираясь на существующие правовые акты, такие как принятый недавно Федеральный закон «О транспортной безопасности». Следует максимально быстро подготовить соответствующие подзаконные акты, чтобы ликвидировать пробелы в правовом регулировании, поскольку наличие пусть даже не идеальной нормы права лучше ее отсутствия.
В настоящее время требует скорейшего правового урегулирования проблема установки на воздушные суда, да и на иные транспортные средства, неаутентичных либо контрафактных деталей и агрегатов.
Документы инспекционного контроля летной годности воздушных судов свидетельствует о наличии в эксплуатации значительного количества агрегатов (деталей) с отработанным сроком службы, с признаками недостоверности данных в паспортах на агрегаты (детали), либо с нарушениями требований ГОСТ при оформлении технической документации.
В ходе проверки выявлены случаи перевозки грузов и пассажиров на воздушных судах с недоброкачественным либо выработавшим свой ресурс оборудованием, в том числе и у крупнейших российских авиаперевозчиков. Уголовные дела по такого рода фактам расследуются в Москве, Республике Татарстан, Томской и Новосибирской областях.
Не все благополучно и в сфере безопасности мореплавания. Росморречфлот и Ространснадзор все еще не в полной мере осуществляют свои полномочия по наведению порядка в этой области.
Например, в течение прошлого года 82 российских судна были задержаны в иностранных портах в связи с несоблюдением конвенционных требований. В этой связи Ространснадзору, Росморречфлоту необходимо обязать руководителей своих территориальных органов, администраций и капитанов портов более тщательно проверять морские суда и не выпускать их из морских портов с имеющимися нарушениями.
Допускаются нарушения при создании и функционирования глобальной морской системы связи, выполнении капитанами морских портов функций по обеспечению безопасности мореплавания, соблюдения законодательства о лицензировании, правил регистрации судов и организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, выдаче заключений о привлечении иностранной рабочей силы.
Лишь после вмешательства Генеральной прокуратуры, Росморречфлотом даны рекомендации капитанам морских портов об обязательном возбуждении дел об административных правонарушениях во всех случаях их совершения в области морского транспорта. В планах охраны портовых средств даны указания о необходимости приведения системы охраны объектов в соответствие с действующим законодательством.
С учетом структурных изменений вследствие административной реформы, мы пришли к выводу о необходимости реформирования системы прокурорского надзора на транспорте.
В этой связи мною создана и с 1 марта приступила к работе Московская межрегиональная транспортная прокуратура, которая, как известно, функционирует фактически в рамках Центрального федерального округа и не повторяет ранее существующую Московскую транспортную прокуратуру.
В настоящее время мы приступили к созданию аналогичных подразделений в Южном и Северо-Западном федеральных округах.
Мы рассчитываем на то, что период становления новой системы транспортных прокуратур будет завершен в максимально короткие сроки. Это безусловно повысит качество прокурорского надзора в отрасли, позволит более эффективно противостоять нарушениям действующего законодательства на транспорте, а следовательно скажется не только на работниках транспорта, но и на всех пользователях транспортной системы - наших людях.
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации