Евгений Копелян: Каждый четвертый житель области занят в малом бизнесе
С точки зрения правительства следует говорить о содействии и развитии малого бизнеса, а не о помощи. Термин «поддержка» прижился, в том числе, и в законодательстве. Но он не отражает истинное состояние дел. Новый законопроект, внесённый в Государственную Думу, предполагает термин «развитие» малого и среднего предпринимательства. Предприниматели не инвалиды, которых нужно поддерживать. На государственном уровне следует создавать условия и принимать меры содействия, ускорения развития этой сферы. Если предприниматель ничего не может сам по себе без участия государства, это не бизнес и не предпринимательство.
Председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян:
"План мероприятий мы намечаем на три года, а выполнение рассматриваем каждый год. Это дает возможность корректировать их в ходе реализации.
Доля малых предприятий в областном обороте товаров и услуг составляет 31 процент и растет с каждым годом. Сегодня в малом бизнесе Свердловской области занято более 500 тысяч человек. Это каждый четвертый работающий. Есть такие направления деятельности, в которых занятость представителей малого бизнеса составляет 90 процентов. К примеру, в полиграфическом бизнесе, в сфере оказания медицинских услуг (до 90 процентов в стоматологии).
К сожалению, большую долю составляют предприниматели, не объединенные в какие–либо общественные организации, союзы, ассоциации. Для государства предпочтительнее работать не индивидуально с каждым предпринимателем, а организованным в сообщество. У нас на территории области 112 тысяч объектов малого бизнеса. Понятно, что с каждым работать невозможно. Коллективные интересы проще отстаивать. В лице, например, Союза предприниматели получают эффект, видят, что их интересы защищают. Но для этого необходимо вступать в Союз, платить членские взносы, нести расходы. Для кого-то это обременительно. В областном центре это делать проще, а за пределами еще нужно работать и работать по привлечению в Союз. Хотя сказать, что малый бизнес сосредоточен только в Екатеринбурге, нельзя. На столицу Среднего Урала приходится около 50 процентов всего малого бизнеса.
С точки зрения правительства следует говорить о содействии и развитии малого бизнеса, а не о помощи. Термин «поддержка» прижился, в том числе, и в законодательстве. Но он не отражает истинное состояние дел. Новый законопроект, внесённый в Государственную Думу, предполагает термин «развитие» малого и среднего предпринимательства. Предприниматели не инвалиды, которых нужно поддерживать. На государственном уровне следует создавать условия и принимать меры содействия, ускорения развития этой сферы. Если предприниматель ничего не может сам по себе без участия государства, это не бизнес и не предпринимательство. Помогать надо тому, кто имеет потенциал к развитию. Суть поддержки, если уж употреблять этот термин, заключается в том, чтобы государственными мерами помочь ускорить процесс превращения из малого в средний бизнес, дорасти до определенного уровня.
Нормальное малое предприятие и без государственного участия разовьется, если будет все правильно делать. До определенного уровня оно вырастет, допустим, за 10 лет, а с государственной поддержкой — за 3-5 лет. В этом смысле мы говорим о поддержке. А если говорить о социальном аспекте малого бизнеса — он снижает социальную напряженность в обществе, безработицу, в обществе появляются экономически активные люди.
Свердловская область по количеству занятых, по количеству субъектов малого бизнеса, по экономическим показателям, которые характеризуют малый бизнес в динамике, находится в пятерке лучших регионов России: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область.
Что же касается преодоления административных барьеров — мы далеко не лучше других. Надзорные органы у нас по сравнению с другими субъектами федерации слишком рьяно или излишне ответственно относятся к своему делу. Социологический опрос показал, что по показателям Роспотребнадзора, обобщенный показатель, связанный с частотой проверок, Свердловская область выглядит в шесть раз хуже, чем в среднем этот показатель в России. По МВД — в полтора раза, и так далее. Причины разные. Область высокоразвитая, возможностей больше чем у других регионов, финансовые потоки мощнее, конкуренция выше. Соответственно, барьеров для входа на рынок больше. Все надзорные органы более структурированы. Наши специалисты ездили в Читу проводить тренинг, там состояние рынка как у нас десять лет назад".
"План мероприятий мы намечаем на три года, а выполнение рассматриваем каждый год. Это дает возможность корректировать их в ходе реализации.
Доля малых предприятий в областном обороте товаров и услуг составляет 31 процент и растет с каждым годом. Сегодня в малом бизнесе Свердловской области занято более 500 тысяч человек. Это каждый четвертый работающий. Есть такие направления деятельности, в которых занятость представителей малого бизнеса составляет 90 процентов. К примеру, в полиграфическом бизнесе, в сфере оказания медицинских услуг (до 90 процентов в стоматологии).
К сожалению, большую долю составляют предприниматели, не объединенные в какие–либо общественные организации, союзы, ассоциации. Для государства предпочтительнее работать не индивидуально с каждым предпринимателем, а организованным в сообщество. У нас на территории области 112 тысяч объектов малого бизнеса. Понятно, что с каждым работать невозможно. Коллективные интересы проще отстаивать. В лице, например, Союза предприниматели получают эффект, видят, что их интересы защищают. Но для этого необходимо вступать в Союз, платить членские взносы, нести расходы. Для кого-то это обременительно. В областном центре это делать проще, а за пределами еще нужно работать и работать по привлечению в Союз. Хотя сказать, что малый бизнес сосредоточен только в Екатеринбурге, нельзя. На столицу Среднего Урала приходится около 50 процентов всего малого бизнеса.
С точки зрения правительства следует говорить о содействии и развитии малого бизнеса, а не о помощи. Термин «поддержка» прижился, в том числе, и в законодательстве. Но он не отражает истинное состояние дел. Новый законопроект, внесённый в Государственную Думу, предполагает термин «развитие» малого и среднего предпринимательства. Предприниматели не инвалиды, которых нужно поддерживать. На государственном уровне следует создавать условия и принимать меры содействия, ускорения развития этой сферы. Если предприниматель ничего не может сам по себе без участия государства, это не бизнес и не предпринимательство. Помогать надо тому, кто имеет потенциал к развитию. Суть поддержки, если уж употреблять этот термин, заключается в том, чтобы государственными мерами помочь ускорить процесс превращения из малого в средний бизнес, дорасти до определенного уровня.
Нормальное малое предприятие и без государственного участия разовьется, если будет все правильно делать. До определенного уровня оно вырастет, допустим, за 10 лет, а с государственной поддержкой — за 3-5 лет. В этом смысле мы говорим о поддержке. А если говорить о социальном аспекте малого бизнеса — он снижает социальную напряженность в обществе, безработицу, в обществе появляются экономически активные люди.
Свердловская область по количеству занятых, по количеству субъектов малого бизнеса, по экономическим показателям, которые характеризуют малый бизнес в динамике, находится в пятерке лучших регионов России: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область.
Что же касается преодоления административных барьеров — мы далеко не лучше других. Надзорные органы у нас по сравнению с другими субъектами федерации слишком рьяно или излишне ответственно относятся к своему делу. Социологический опрос показал, что по показателям Роспотребнадзора, обобщенный показатель, связанный с частотой проверок, Свердловская область выглядит в шесть раз хуже, чем в среднем этот показатель в России. По МВД — в полтора раза, и так далее. Причины разные. Область высокоразвитая, возможностей больше чем у других регионов, финансовые потоки мощнее, конкуренция выше. Соответственно, барьеров для входа на рынок больше. Все надзорные органы более структурированы. Наши специалисты ездили в Читу проводить тренинг, там состояние рынка как у нас десять лет назад".