Коммунальные услуги: юридическая ответственность исполнителя и потребителя
В Екатеринбурге побывал с визитом исполнительный директор, заместитель председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы» Николай Степанов. Он принял участие в селекторной пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре «ТАСС-УРАЛ» по теме: «РКС проверяет готовность коммунальных систем к осенне-зимнему сезону 2006-2007 года». Гость ответил на вопросы корреспондента "Адвокатская ведомость".
Все описание
В Екатеринбурге побывал с визитом исполнительный директор, заместитель председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы» Николай Степанов. Он принял участие в селекторной пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре «ТАСС-УРАЛ» по теме: «РКС проверяет готовность коммунальных систем к осенне-зимнему сезону 2006-2007 года». Гость ответил на вопросы корреспондента "Адвокатская ведомость".
— Какая юридическая ответственность сторон существует за непредоставление или неполное предоставление услуг?
— Юридическая ответственность прописана в договорах, согласно действующему законодательству. У нас в акционерном обществе создан сильный юридический отдел, на местах также работают юристы. Рыночные отношения предполагают мощное юридическое сопровождение. 23 мая 2006 председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым подписано постановление №307 «О порядке предоставления услуг гражданам».
Эти правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Это документ — наша настольная книга.
В правилах существуют старые, привычные определения, введены в оборот новые, такие как управляющая организация, индивидуальные приборы учета, коммунальные услуги ненадлежащего качества.
«Управляющая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
«Ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Ответ на ваш вопрос об ответственности сторон находится в IХ параграфе Правил «Ответственность исполнителя и потребителя».
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек в предусмотренных договором случаях.
Предполагаемые случаи также расписаны в Правилах. Это превышение допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг, давление холодной и горячей воды, ее температура, давление сетевого газа, параметры напряжения и частоты в электрической сети, температура воздуха, давление системе отопления, действия аварийно-диспетчерской службы. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек, предусмотренных договором. Исполнитель также обладает правом требовать уплаты неустоек.
Контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус органов.
— С 1 января 2007 года вступает в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Принесет ли это новые юридические коллизии для исполнителей и потребителей коммунальных услуг?
— С принятием нового Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг (307 постановление) минимальный процент муниципальных образований регионов пошли на создание жилищных организаций такой правовой формы как юридические лица. Очень мало АО, ОАО. Это проблема неисполнения Жилищного кодекса.
Вторая проблема — должны быть до конца этого года созданы управляющие организации муниципальным жилым фондом. Они не создаются. Таким образом, не исполняется законодательно утвержденный государственный документ. Эти управляющие организации должны отвечать за продвижение закона, предоставление информации, документов идти от дома к дому, к каждому человеку, заключать договоры. Договоры не заключаются. В регионах возникает очень много проблем с принятием Жилищного кодекса. Думаем, вал проблем обрушится с 1 января. Местная администрация заняла выжидательную позицию, не инициируют процесс, не берут его на контроль и не внедряет нормативные документы. Сам по себе этот процесс не урегулируется, требуется приложение сил.
Мы публикуем раздел из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 г. № 307
Ответственность исполнителя и потребителя:
— Какая юридическая ответственность сторон существует за непредоставление или неполное предоставление услуг?
— Юридическая ответственность прописана в договорах, согласно действующему законодательству. У нас в акционерном обществе создан сильный юридический отдел, на местах также работают юристы. Рыночные отношения предполагают мощное юридическое сопровождение. 23 мая 2006 председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым подписано постановление №307 «О порядке предоставления услуг гражданам».
Эти правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Это документ — наша настольная книга.
В правилах существуют старые, привычные определения, введены в оборот новые, такие как управляющая организация, индивидуальные приборы учета, коммунальные услуги ненадлежащего качества.
«Управляющая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
«Ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Ответ на ваш вопрос об ответственности сторон находится в IХ параграфе Правил «Ответственность исполнителя и потребителя».
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек в предусмотренных договором случаях.
Предполагаемые случаи также расписаны в Правилах. Это превышение допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг, давление холодной и горячей воды, ее температура, давление сетевого газа, параметры напряжения и частоты в электрической сети, температура воздуха, давление системе отопления, действия аварийно-диспетчерской службы. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек, предусмотренных договором. Исполнитель также обладает правом требовать уплаты неустоек.
Контроль за соблюдением Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус органов.
— С 1 января 2007 года вступает в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Принесет ли это новые юридические коллизии для исполнителей и потребителей коммунальных услуг?
— С принятием нового Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг (307 постановление) минимальный процент муниципальных образований регионов пошли на создание жилищных организаций такой правовой формы как юридические лица. Очень мало АО, ОАО. Это проблема неисполнения Жилищного кодекса.
Вторая проблема — должны быть до конца этого года созданы управляющие организации муниципальным жилым фондом. Они не создаются. Таким образом, не исполняется законодательно утвержденный государственный документ. Эти управляющие организации должны отвечать за продвижение закона, предоставление информации, документов идти от дома к дому, к каждому человеку, заключать договоры. Договоры не заключаются. В регионах возникает очень много проблем с принятием Жилищного кодекса. Думаем, вал проблем обрушится с 1 января. Местная администрация заняла выжидательную позицию, не инициируют процесс, не берут его на контроль и не внедряет нормативные документы. Сам по себе этот процесс не урегулируется, требуется приложение сил.
Мы публикуем раздел из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 г. № 307
Ответственность исполнителя и потребителя:
- Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
- Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
- Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
- если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к настоящим Правилам;
- если давление холодной или горячей воды, а также температура горячей воды в точке разбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- если давление сетевого газа в жилом помещении не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- если параметры напряжения и частоты в электрической сети в жилом помещении не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период;
- если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении;
- потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в других случаях, предусмотренных договором.
- Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором следующих случаях: