Текст доклада Правового департамента МВД России на международном семинаре, посвященном рассмотрению вопросов терроризма


23 Марта 2007
Доклад «Международно-правовая деятельность России в области противодействия терроризму»

Российская Федерация, являясь постоянным членом Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Международной уголовной полиции - Интерпол, других международных организаций, активно участвует в формировании единого антитеррористического правового пространства.

В настоящее время Россия является участницей 21 международного правового акта в сфере борьбы с терроризмом: 13 международных многосторонних договоров по линии ООН, 3 по линии Совета Европы, 3 договора по линии СНГ, 2 международных договора по линии ШОС. 19 из них ратифицированы.

В частности, в 2001 г. Россия ратифицированы конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и о борьбе с незаконными актами, направленными, против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г., в 2002 г. - Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., в 2004 - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года.

В рамках Совета Европы Россия ратифицировала в 1999 -2006 гг. Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года с Дополнительным протоколом к ней от 17 марта 1978 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. и Протокол о внесении изменений в нее от 15 мая 2003 года, Конвенцию о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма о т13 апреля 2005 года..

В рамках ШОС Россия участвует в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года и в Соглашении между государствами- членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г..

Активно развивалось антитеррористическое правовое пространство и на постсоветском пространстве в рамках СНГ (Содружество Независимых Государств) и ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности). Одной из эффективных форм совместной правовой работы государств-участников СНГ стало принятие модельных законов, которые являются основой работы по гармонизации и унификации их законодательства.

В рассматриваемой области было принято два таких закона: Модельный закон «О борьбе с терроризмом» от 8 декабря 1998 г. и Модельный закон «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств» от 4 декабря 2004 года.

Важно также отметить, что в целях укрепления договорно-правовых основ антикриминального взаимодействия 6 ноября 2003 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, с подавляющим большинством европейских государств на двусторонней основе подписан целый ряд соответствующих договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера.

Российская Федерация уделяет большое внимание этому направлению деятельности и постоянно совершенствует формы участия в международно-правовом сотрудничестве.

На данном этапе Россия обеспечивает выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу двух европейских конвенций:
  • передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 года;
  • контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года.
Вместе с тем мы продолжаем интенсивную работу по присоединению России к другим международным правовым актам в правоохранительной области, в том числе к Международной конвенции ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4.12.1989 г. и Протоколу о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., а также к европейским конвенциям о компьютерных преступлениях 2001 года, о противодействии торговле людьми 2005 года, об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 года.

Так, по нашему мнению, требуется скорейшая разработка и подписание всеобъемлющей конвенции ООН о международном терроризме, в которой будет дано универсальное понятие «терроризма».

С учетом сложившейся международной практики сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи нуждаются в соответствующей модернизации положения Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Необходимо, в частности, упростить процедуру выдачи в случае согласия выдаваемого лица и сократить экстрадиционные процедуры по времени, а также установить сроки исполнения международных поручений, так как зачастую на получение ответа от запрашиваемой Стороны уходят многие месяцы, что не позволяет достичь качественных и своевременных результатов в расследовании преступлений.

Назрела также объективная потребность в выработке самостоятельного международно-правового документа о борьбе с кибертерроризмом, призванного закрыть имеющиеся бреши в международном контртеррористическом праве и антитеррористическом сотрудничестве европейских государств. Как известно, сегодняшнее киберпространство самым активным образом используется террористами для организации терактов и пропаганды террора.

Актуальным также представляется рассмотрение вопроса относительно разработки отдельной конвенции о защите участников уголовного судопроизводства, в которой будет детально регламентирован механизм взаимодействия европейских государств в данной сфере.

Имплементация норм международных договоров Российской Федерации в российское законодательство

В целях приведения российского законодательства в соответствие с положениями международных актов о предупреждении и пресечении терроризма в России приняты Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» и Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ, предусматривающий внесение в ряд законодательных актов изменений, направленных, в частности, на регламентацию деятельности средств массовой информации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов Федеральной службы безопасности в вопросах борьбы с терроризмом, а также введение конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений либо предназначенных для финансирования терроризма.

В связи с требованиями Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года принят Федеральный закон от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», регламентирующий осуществление контроля на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с подготовкой и совершением указанных преступлений.