Олег Козырев: Каждодневная, рутинная работа без взрывов и потрясений – наш стиль


Олег Козырев: Каждодневная, рутинная работа без взрывов и потрясений – наш стиль
22 Февраля 2007
Заместитель руководителя Федеральной регистрационной службы по Свердловской области Олег Станиславович Козырев: Каждодневная, рутинная работа без взрывов и потрясений – наш стиль.

Олег Станиславович, разъясните, пожалуйста, статус Управления и его структуру.

— Наше управление - это территориальный орган федерального органа исполнительной власти - Федеральной регистрационной службы, который входит в состав Министерства юстиции РФ. Административной реформой 2004 года, в соответствии с Указом Президента, структура федеральных органов исполнительной власти реорганизована. Созданы министерства, за которыми оставили контрольные и законотворческие функции, службы, на которые возложены функции, связанные с предоставлением услуг населению. Министерство юстиции занимается законодательной политикой, связанной со службой судебных приставов, службой исполнения наказаний и Федеральной регистрационной службой.

Задачи службы, в части функций предоставления «услуг населению», - это регистрация прав на объекты недвижимости. Эта функция была передана путем присоединения учреждений юстиции, которые создавались в субъектах Российской Федерации во исполнение 122 Федерального закона с 1999 года. В 2004 году в закон были внесены изменения, и с 1 января 2005 года создан федеральный орган исполнительной власти, которому перешли функции учреждения юстиции.

К Федеральной регистрационной службе от Министерства юстиции перешли функции по регистрации религиозных, общественных организаций. С прошлого года добавили функцию по регистрации некоммерческих организаций. С 2007 года в отношении всех некоммерческих организаций добавились полномочия по осуществлению контроля финансово-хозяйственной деятельности в рамках соблюдения некоммерческими организациями своих расходов на уставные цели. Всю финансово-хозяйственную деятельность мы, понятно, проверять не будем, на это есть налоговые органы. У нас есть свое направление – целевое использование денежных средств.

От Министерства юстиции к Федеральной регистрационной службе перешли функции по контролю за адвокатурой и нотариатом. Специалисты Управления принимают участие в квалификационных экзаменах, в заседаниях комиссий совместно с нотариальными палатами по назначению частнопрактикующих нотариусов, когда появляются вакансии. Также перешли функции по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, проставления апостиля, контроль за Загсами.

Вот те основные функции, которые возложены на Федеральную регистрационную службу на сегодняшний день.

Структура: ее можно разделить на три больших блока. Первый – отделы, связанные с регистрацией прав на недвижимость. Второй блок - регистрация общественных, религиозных, некоммерческих организаций и контроль за ними, а также за адвокатурой, нотариатом, арбитражными управляющими, ЗАГСами. Третий блок – подразделения, связанные с обеспечением деятельности управления: общий отдел, отдел по работе с письмами и обращениями граждан, информационно - и материально-технические отделы.

С 1 января 2006 года штатная численность Управления составляет 966 человек с учетом обособленных отделов, которых 38 на территории Свердловской области. Обособленные отделы занимаются только регистрацией прав на объекты недвижимости.

В рамках эксперимента на основании Постановления Правительства РФ с 1 января 2006 года при Федеральной регистрационной службе создано и действует государственное юридическое бюро по оказанию помощи малоимущим гражданам. Учреждение создано в рамках эксперимента, который проходит на территории 10 субъектов федерации. Эксперимент проводился в 2006 году и зарекомендовал себя с положительной стороны. Поэтому его решили продлить и в 2007. Эксперимент направлен на оказание юридической помощи – это консультации, оказание помощи в составлении исковых заявлений, представительство в суде, за исключением помощи, оказываемой только адвокатами.

Госюрбюро оказывает бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам в крупных городах Свердловской области: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. В целях доступности юридической помощи гражданам, проживающим в населенных пунктах области, не охваченных деятельностью Госюрбюро, организовано 25 консультационных выездов.

С учетом интересов читателей вашего издания «Адвокатская ведомость.Ru», особо хочу отметить: в рамках деятельности юридического бюро предусмотрено привлечение адвокатов для оказания юридической помощи, для этих целей предусмотрено финансирование из бюджета.

При подведении итогов работы, на что в первую очередь обращаете внимание?

— У нас не принято выделять одно направление, на которое акцентируется внимание. Все направления деятельности имеют равное значение. И руководством Управления, и Федеральной регистрационной службой больше внимания уделяется тем направлениям, по которым имеется наибольший резонанс в СМИ, где это связано с гражданами РФ.

С 1 января 2005 года основной акцент делался на государственную регистрацию прав на недвижимость. Это связано с реорганизацией, с реализацией закона о «дачной амнистии». Посетители идут постоянно, ежедневно. Поэтому возникают разговоры о постоянных очередях. Отделы работают в рабочем режиме, нагрузки увеличиваются с каждым днем, что по регистрации прав, что по регистрации некоммерческих организаций. По сути, садоводческие товарищества тоже некоммерческие организации. Сейчас они приводят в соответствие документы, связанные с регистрацией недвижимости, которая числится за садовым товариществом. Все эти вопросы связаны между собой, и никуда от них не деться. Нагрузка с каждым годом растет. Если взять регистрацию прав на недвижимость, то чем больше будет сдаваться жилья, коммерческих объектов, тем больше увеличится нагрузка на Федеральную регистрационную службу. По состоянию на 31.12.2006 в Управление поступило 625 870 заявления на государственную регистрацию прав и сделок с объектами недвижимости, что на 4,7% превышает показатель 2005 года, совершено 619 662 регистрационных действия, что больше аналогичного показателя за 2005 год на 8,3%.

Чем активнее граждане будут регистрировать некоммерческие организации, тем активнее придется работать нашим сотрудникам. Трудно выделить главные направления нашей работы и побочные.

У адвокатов иногда возникают моменты, когда заседание переносится, а необходимо получить в регистрационной службе документы. Речь идет о срочности…

— Выписка копии правоустанавливающего документа выдается по запросу суда в установленные сроки.

А по запросу адвоката?

— Я понимаю, что у нас возникают коллизии между законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и законом о госрегистрации. У нас четко прописаны органы, которые могут запрашивать копии правоустанавливающих документов. Адвокаты к этой категории не относятся. Это вопрос не к нам, а к законодателям, которые не предоставили в законе такое право, например, Федеральной службе по финансовому мониторингу. Если у нас в перечне нет этой организации — как предоставлять информацию? Если бы законодатель учел эти вопросы, подготавливая законопроект по той же «финансовой разведке» или «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», еще бы посмотрел, где есть ограничения в законах, которые могут повлиять на их деятельность, и внес бы коррективы, - вопросов было бы меньше. Если адвокаты обращаются от имени истца, ответчика, правообладателя, законом установлен определенный порядок. У нас есть отдел выдачи информации из Единого государственного реестра прав.

Олег Станиславович, полгода в вашем ведомстве работает программное обеспечение «Юстиция». Как она себя зарекомендовала?

— Как любое программное обеспечение. Пути к совершенствованию большие. У меня первое образование техническое. Я не видел совершенного программного обеспечения. Взять Windows, Office - корпорация Mikrosoft постоянно совершенствуется под запросы пользователя. Где-то появляются ошибки, недочеты. Все это постоянно совершенствуется, изменяется. Могу сказать, что на сегодняшний день нет опасения, что программа может дать сбой, хотя в старом программном обеспечении были большие предпосылки к этому из-за устаревшего программного языка, и мы могли потерять часть информации.

Цель внедрения этого продукта - повышение качества ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А также для улучшения контроля, оперативность выдачи информации из ЕГРП, создание единой информационной системы Уральского федерального округа, а в последующем и на территории всей Российской Федерации, обеспечение ускоренной процедуры обработки документов, которые поступают на регистрацию и, соответственно, надежность хранения той информации, которая поступает в Управление в процессе регистрации.

Осенью у нас вышел «Административный регламент исполнения государственной функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Он потребовал изменений в программное обеспечение, потому что изменилась форма заявления, форма расписки. Пока разработчик этой программы не внес изменений, мы не могли исполнять тех функций, которые на нас возлагаются. Завтра еще что-нибудь изменится, что опять потребует внесения изменений в программу. Совершенной программы нет. Закон 1998 года «О регистрационной службе» предполагал единый реестр на территории РФ. В учреждениях юстиции внедрялись разные разработки. Даже не было единого технического задания. На сегодняшний день в Федеральной регистрационной службе за базу выбраны два разработчика. Их программные продукты близки. В разных субъектах внедряются разные программы с целью проверки их возможностей и последующего внедрения одного программного продукта, отвечающего современным требованиям по оперативности, качеству и стоимости.

После этого можно переходить к единой сети по всей Российской Федерации. Все это для того, чтобы гражданин в любой точке страны мог получить выписку о своих правах, например, в городе Москве. Для этого ему достаточно находиться во Владивостоке.

В последнее время государство активно взялось за проблемы, связанные с правами на недвижимость. Готовится закон о «Земельном кадастре», появился федеральный орган исполнительной власти, который занимается техническим учетом объектов недвижимости - «Роснедвижимость». Сейчас идет процесс создания единого реестра объектов недвижимости на территории РФ. В стране будут единые реестры земельных участков, объектов недвижимости, единый реестр прав субъектов, то есть, граждан и юридических лиц на эти объекты недвижимости.

На одной из пресс-конференций вы говорили о сложностях с размещением служб. Кроме здания на улице Генеральской, они размещаются на шести площадках…

— Да, это так. В этом году планируются изменения, но я не хотел бы пока никого обнадеживать. Есть здание в Орджоникидзевском районе, где часть площадей принадлежит Российской Федерации, часть - Свердловской области, часть - у частного лица. Проводятся определенные мероприятия в рамках законодательства для передачи здания в собственность Российской Федерации, а затем - Федеральной регистрационной службе. К 2009 году мы должны обеспечить себя, с точки зрения Административного регламента, теми площадями, которые там установлены. А там предъявляются очень высокие требования и к помещениям ожидания, и к помещениям для сотрудников. Нужны определенные штаты. Меня часто спрашивают на пресс-конференциях — когда вообще не будет очередей? Я отвечаю — если с утра пришли 100 человек, очередь будет? Будет. А если после обеда никто не подошел, будет? Нет, не будет. Я понимаю, что это уклончивый ответ, но с другой стороны, количество жителей Свердловской области около пяти миллионов человек. Федеральная регистрационная служба при выполнении всех своих функций составляет 966 человек. С учетом того, что с первого января нам добавили 27 человек.

Даже если построить и оборудовать здание, без подготовленных людей мало что сделаешь. В отделе приема на улице Малышева, 28, работают 40 человек. Жизнь есть жизнь. Кто-то заболел, ушел в очередной отпуск, в декретный отпуск. Коллектив на 98 процентов состоит из женщин. Не идут мужчины на прием документов, сидеть целый день и перебирать бумажки. Зарплата не такая высокая. Заболели сотрудники, - другой отдел на прорыв не бросишь. У каждого своя специфика. Отдел регистрации некоммерческих организаций не знает программы, специфики деятельности, связанной с регистрацией прав на недвижимость. Местами сотрудников не поменяешь. Мы уже увеличили часы приема. Раньше принимали пять дней в неделю, сейчас работаем в условиях шестидневки. Открыли дополнительный офис во второй половине прошлого года на Белинского, 157. Обращаемся в течение двух лет к руководству города, области с просьбой о выделении помещений. Дробление нам очень неудобно. Откроем мы, допустим, дополнительный пункт приема на Уралмаше, а регистрирующий отдел находится на Ленина, 68. Необходимо дополнительно направлять автотранспорт, возить документы, следить за их сохранностью. Документы эти правоустанавливающие. От них зависит судьба человека или юридического лица - зарегистрируют права или нет. Мы сейчас работаем по адресам: Генеральская, 6а, Малышева, 28, Ленина, 69, Мамина-Сибиряка, 111, Ленина, 68, Белинского, 157,Бажова, 47 а.

Олег Станиславович, какие задачи поставлены перед коллективом в 2007 году?

— У нас в конце прошлого года по всем функциям, которые исполняет Федеральная регистрационная служба, вышли Административные регламенты. С учетом Постановления Правительства РФ Административные регламенты начнут действовать на территории Свердловской области с 1 января 2009 года. В течение двух лет мы должны совершить революционные действия по приведению в соответствие с регламентом материально-техническое обеспечение и уровень подготовки. Есть законы, четко определяющие полномочия, список документов и действия, которые необходимо выполнять. Часть требований Административного регламента по регистрации прав мы уже внедряем исходя из наших сегодняшних возможностей: проводим предварительную запись граждан, работаем в субботу. Задачи серьезные. По максимуму необходимо исполнить требования, которые предъявляет Административный регламент по регистрации прав на недвижимое имущество, регистрации общественных, некоммерческих организаций, по проверкам нотариусов и адвокатов, по выдаче информации, по другим видам деятельности. Это и будет самым революционным.