Михаил Зацепин: Делается все ради граждан. Если мы этого делать не будем, нас сократят за ненадобностью


Михаил Зацепин: Делается все ради граждан. Если мы этого делать не будем, нас сократят за ненадобностью
6 Апреля 2007
В Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области прошел «круглый стол» по актуальным вопросам, возникающим при обращении в эту организацию граждан и юридических лиц.

В ходе заседания обсуждались вопросы формирования очереди, требований к документам, сроков регистрации и выдачи информации о зарегистрированных правах, удобства оплаты госпошлины, состояния помещений для приема граждан, требований к ним, работы координирующей службы, прием обращений в Управлении ФРС, этики поведения сторон.

На вопросы отвечали представители Управления ФРС по Свердловской области: руководитель управления Михаил Зацепин, и.о заместителя руководителя Людмила Коломина, начальник отдела выдачи информации о зарегистрированных правах и регистрации арестов Лариса Андреева, начальник отдела приема и выдачи документов Нэлла Павлова, начальник отдела защиты государственной тайны, специальной и мобилизационной работы Надежда Рудина, начальник методического отдела Марина Черкасова.

Михаил Зацепин: Работа по регистрации прав на недвижимость и сделок с ним — вопрос объемный, но не основной. Блок этот в работе ФРС не показательный и к тому же он не занимает основную часть работы, возложенной на нас. С 1 июля на специалистов ФРС возлагается еще одна функция — контроль за деятельностью оценочных комиссий. Забот и жалоб прибавится.

Если говорить о скорости регистрационных действий, первоначально все участники умещались в здании по адресу Малышева, 28, площадь две тысячи квадратных метров площади и на Малышева, 36, площадью шестьсот квадратных метров. Сегодня кадровая численность службы увеличилась на 70 человек. площадь для совершения операций — в три раза. Что касается приема документов, то всех очередников мы развели по разным зданиям, подключили своих специалистов как по военному призыву «все ушли на фронт» откомандировали по отделам на приемку и выдачу, и все равно слышим недовольство клиентов. Понимаю, что для совершенства нет предела, хотелось бы лучше. Сегодня, к сожалению, не видно, что мы стараемся сделать невозможное. Были бы деньги, было бы проще, но мы получаем из федерального бюджета только деньги на зарплату и на канцтовары. Что можно сделать бесплатно на безвозмездной основе, когда дело касается организации рабочих мест, оснащения компьютерами? Хотелось бы выяснить у коллег: есть ли динамика улучшения работы служб или только ухудшение?

Мы не говорим что вы хуже, мы хотим, чтобы вы стали лучшими. Тогда нам всем будет комфортно работать.
Михаил Зацепин: Для этого мы и собрались, провести диалог, выяснить болевые точки, а не прятать голову в песок, все обсудить и снять часть проблем и недопонимания. Я понимаю, когда к нам приходят люди, уставшие и задерганные от сбора бумаг, документов, а мы как раз находимся на вершине пирамиды. К этому времени сроки действия некоторых справок заканчиваются, клиенты, с которыми вы работаете, проявляют капризы: там окна не так расположены, кухня мала или еще что. Тут вы приходите к нам, и здесь что-то не клеится. Есть причины для недовольства. На финише эмоции выплескиваются. Поэтому я говорю, что недвижимость действительно отягощает и обременяет. Есть алгоритм действий, который обойти невозможно, этого требует законодательство. Чтобы стать собственником, необходимы действия, справки, сроки. Это нужно иметь в виду.

Как решается вопрос организации приема документов с полным циклом и вопрос ускорения регистрационных действий в районах?
Михаил Зацепин: Все что связано с регистрацией документов, это будет единым циклом от начала до конца. Такая процедура будет организована на Уралмаше — от приемки до выдачи документов. Что касается других территорий, переговоры ведутся. Стратегически мы думаем так, что в районах будут открыты территориальные представительства с функцией приемки и выдачи документов. На 60 окон приема и на 38 окон выдача. Клиентская очередь будет организована через Интернет.

Легких путей нам не видеть, да мы их и не ищем. Мы желаем стране процветания и блага, следовательно, интенсивность нашей работы возрастет. Экстенсивный путь это путь в никуда. Надо понимать, для того, чтобы справиться с возросшим потом клиентов старым методом, нам надо увеличить штат в три раза. На это никто не пойдет. Сегодня ипотеку мы делаем за четыре часа. По административному регламенту на оформление одного пакета документов требуется четыре часа. Сегодня мы тратим на оформление одного пакета документов десять минут. Мы хотим, чтобы и на территории области была нормальная ситуация с оформлением документов на недвижимость, там у нас 15 филиалов. Сегодня наша служба одна из немногих в стране, которая имеет единую информационную программу по всему субъекту федерации.

Полгода назад и еще раньше мы говорили о сроках выдачи информации о зарегистрированных правах. На сегодня все справки датированы днем обращения, но получил я их через пять дней.
Михаил Зацепин: Этот отдел по количественному составу надо увеличивать в 16 раз. Это «старая песня о главном». Программу формируют в день получения заявки. Если мы сегодня выполним наши планы по организации новых пунктов приема документов, мы постараемся технически ускорить сроки выдачи справок.

Нэлла Павлова: Справка перепроверяется. Пишется не только на магнитном носителе, но и на бумаге. В день проходит 350 человек.

Михаил Зацепин: Если бы не было погрешностей, ошибок, некорректной выдачи информации, можно было работать быстрее. Но мы ставим под документом подписи и отвечаем за них. Погрешностей становится все меньше. Только с контролем можно навести порядок.

Нэлла Павлова: Что касается технической характеристики БТИ, (насколько этот документ необходим и обязателен), с учетом изменений в законодательстве, если такая информация объекта представлена, то вторично не предоставляется. Что нужно учитывать? При личном обращении характеристика из БТИ обязательна. Если отдельно стоящее здание, нужен поэтажный план объекта, чтобы регистратор мог видеть внутренне содержание здания. Если заявитель обратился к нам, а у нас техническая информация на тот момент устарела, то проводится внеплановый осмотр, связанный со сделкой. Кадастровый план земельного участка предоставляется в обязательном порядке.

Михаил Зацепин: Есть проблема обратной связи. Повременный тариф, введенный связистами и работа почты. Известно, что почтовые отправления ходят долго. Следует активно использовать электронную почту.

Нэлла Павлова: Административный регламент жестко регулирует нашу работу. Полученные регистратором документы в течение трех дней проходят правовую экспертизу. Во время приостановки экспертизы вы получаете решение о приостановке, в которой указывается причины. Сегодня принято решение связываться с заявителем до приостановки по телефону и письменно. В уведомлении указываются часы приема, адрес, к какому специалисту обратиться и что с собой иметь.

Михаил Зацепин: статистики непредоставления определенной части документов не существует, но тенденцию проследить можно. Клятвы вовремя поднести документ, как правило, не выполняются. Пример простой: как только строители получают деньги — потом их днем с огнем не найти. На словах обещают все что угодно. Когда не доплатишь, и потребуешь исправить недоделки, они исправляются. Гражданская позиция должна вырабатываться у всех. Есть три вещи: экономика, политика, право. Мы работаем с вами на правовом поле. Политические решения принимаем не мы, их принимают законодатели. Экономику определяем тоже не мы. Сегодня мы говорим о юридической стороне наших взаимоотношений. Больших претензий друг к другу мы не имеем. Неразрешимых вопросов нет.

Делается все это ради граждан. Если мы этого делать не будем, нас сократят за ненадобностью. Услугу надо предоставлять так, чтобы она не была обременительной для потребителя. Но почему в этом деле нужно спешить? Квартиру мы покупаем раз в жизни, кто-то больше. С выбором квартиры всегда есть сложности. По закону работать с документами положено 28 дней. Агенство дорожит репутацией, работают профессионалы, у них там бумажка к бумажке, справка к справке. Какая разница, когда заявитель получит документ о праве на собственность? Через пять дней или через 28. Документ проходит процедуру, определенную законом. Я не понимаю той спешки.

Почему мы противники ускоренного прохождения документов. Сегодня уважительной причиной может служить только смерть. Как показала практика, у всех спешащих что-то нечисто. Обязательно какой-то криминал. Если мы дали слово оформлять ипотеку за 15 дней, мы держим слово. Поэтому просим нас понять.

Когда возникает потребность в ускоренной регистрации? Человек получил право наследия. Он уверен, что может продать квартиру, потом выясняется, что нужно повести регистрационные действия. Поэтому мы торопимся. В жизни всякие возникают ситуации. Недавно у меня не состоялась сделка из-за длительного срока регистрации. Думали, что ничего страшного, что регистрация длится 28 дней. Квартира принадлежит очень пожилой бабушке. Она оформила доверенность на дочь для подготовки документов для сделки и последующую продажу. Банк для открытия счета требует полномочий на конкретный банк. Бабушка решила конкретный банк не указывать. Полномочий нет. После передачи доверенности бабушку поразил инсульт. Она плохо соображает. Приехали с ней в банк открывать счет, оператор бабушку не понимает и отказывается с ней работать. Нам пришлось, пользуясь этой доверенностью, открыть счет на внучку. За то время выяснилось, что в подъезде этого дома приторговывают наркотиками, в период регистрации ограбили квартиру на первом этаже. В результате у моего клиента сложилось негативное отношение к дому, и он отказался от услуги.
Михаил Зацепин: Клиент готов подождать с оформлением недвижимости, но продавец хочет получить деньги сразу, а не ждать 28 дней, когда что-то зарегистрируется. В его планы не входит ожидание. Сегодня мы сплошь и рядом ходим по лезвию ножа, расплачиваемся в момент сделки и 28 дней сидим как на пороховой бочке.

Давайте банкиров пригласим на «круглый стол». У них хорошая служба безопасности, высокооплачиваемый штатный аппарат, есть риски, которые они не хотят брать на себя, они хотят эти риски повесить на федеральный бюджет. Банк себя застраховал. Они окружили себя инструкциями Центробанка, а нам предлагают рисковать и брать ответственность на себя.

Подход Минюста и регистрационной службы таков: в этот день сдали 100 пакетов документов. Вы всем ускорили их прохождение за 5-7 дней? Нет, только десяти. А по какому принципу вы избирали эти десять?

Живой пример, когда в Нижнем Тагиле продали квартиру безродного мальчишки. Он сам умолял о том, что живет без роду и племени, необходимо совершить сделку. Оказалось, что приехал риэлтор, обобрали, облапошили парня, забрали документы и за короткий срок пытались продать его квартиру. Вот что значит ускоренное прохождение документов. Криминал связан с ускоренным прохождением. Мало того, берут деньги у клиента, якобы для работников регистрационной службы. Законом предписан срок, он не меняется.

Я хотел бы выразить признательность и благодарность всем участникам «круглого стола» за конструктивный диалог, который идет в течение двух лет, за понимание, которое проявляется в СМИ, по вашей позиции на совещаниях. Все зависит, как я уже говорил, от экономики, политики, права. Все зависит от законодателя. Если он напишет новые правила, мы будем работать, согласно новых правил. Сегодня наши противоречия и претензии решаемы.

Хочу поблагодарить работников СМИ, за то, что держат своими публикациями нас в тонусе. У нас замечательные кадры. Все что сделано по факту, валу, по денежным суммам, которые мы дали в бюджет, без коллектива было бы не сделать. Сейчас нужно думать как сделать лучше для наших граждан.