Судебная реформа захлебнулась. Власть ограничивает право граждан на судебную защиту, а судьи охраняют свою корпорацию от гражданского контроля
Сегодня в здании общественного объединения «Сутяжник» состоялась пресс-конференция. По мнению участников пресс-конференции, провозглашенная Президентом РФ Владимиром Путиным судебная реформа изменила только внешние формы осуществления правосудия. На вопросы журналистов отвечали Владимир Шаклеин, председатель региональной организации ОО «За права человека», Владимир Капустин, адвокат, защитник В.Шаклеина по его административному делу и Роман Качанов, юрист ОО «Сутяжник».
Обзор выступления Качанова Р.Е. на пресс-конференции «Судебная реформа захлебнулась...».
Проводя анализ осуществляемой в России судебной реформы, начало которой было положено в 1991 году, приходится констатировать, что принятые с целью её реализации новые судебно-процессуальные законодательные акты принципиально так и не изменили сущность правосудия. Основной проблемой для современной судебной системы России остается по-прежнему высокая зависимость от властных структур. Убедиться в этом можно даже исходя из рассмотренных "громких дел", например, Трепашкина, Ходорковского и других.
Отдельно стоит сказать о деятельности Конституционного Суда (КС) РФ, который должен быть одной из важнейших гарантий реализации гражданами своих прав, закрепленных в Конституции России. Как полагают многие эксперты - за всю историю своего существования КС ни разу не вынес решения, которое бы расходилось с мнением и интересами Президента России, причем не важно, будь то Путин или Ельцин. Однако гражданам или органам местного самоуправления очень тяжело добиваться принятия правосудных решений. Так, например, рассматривая обращение о выборах губернаторов в 1996 году, Конституционный Суд фактически санкционировал возможность назначения губернаторов в федеральные округа.
При этом, неизменной остаётся судейская корпоративность, которая, к примеру, особенно проявилась при принятии решения по делу Владимира Шаклеина, когда в зданиях суда был введен паспортно-контрольный режим пропусков, что в свою очередь явилось нарушением принципов открытости и гласности. Но здесь Верховный Суд поддержал данное принятое решение.
В ряде случаев при рассмотрении различных дел Верховный Суд, а также в ходе обобщения судебной практики Президиум и Пленум ВС подтвердили мнение о том, что судейский произвол и нарушение закона практически невозможно никуда обжаловать. Хотя заметим, что для этого функционирует компетентный орган - квалификационная комиссия судей, которая отвечает за подготовку, аттестацию, наложение взысканий на служителей Фемиды.
Необходимо также заметить, что вследствие несовершенства действующего Кодекса об административных правонарушениях привлечение граждан к административной ответственности в большинстве своем осуществляется на инквизиторских началах. В результате гражданам достаточно тяжело защищать свои права и законные интересы. Так, отметим, что в нашей стране административный протокол является не только документом, фиксирующим факт совершения административного проступка, но и основным доказательством по делу, а также своего рода обвинительным заключением, на основании которого в большинстве своем суд и выносит решение по делу, не вникая в подробности случившегося. Таким образом, судебные и правоохранительные органы де-факто действуют по одним и тем же правилам, что не допускается в правовом государстве, поскольку каждая ветвь власти выполняет определенные функции.
Судебная власть - независимая и обособленная ветвь власти, функционирующая на принципах законности, справедливости, гласности, публичности, равноправия сторон и т.д. Когда суд становится на позицию обвинения, что недопустимо, то справедливость рассмотрения дела является сомнительным. Данная норма была отменена в уголовном процессе, однако по рассмотрению дел о привлечении лиц к административной ответственности такая практика до сих пор применяется.
Подобные нарушения в практической деятельности не способствуют становлению в России правового государства, однако благодаря активной позиции некоторых наших граждан всё же удаётся проводить борьбу с беззаконием и бесправием. Отмеченные проблемы могут быть разрешены только посредством проведения системных реформ судебной системы России.