Разбойники с большой дороги


Разбойники с большой дороги
2 Августа 2007
С 2005 по 2007 год в Дальневосточном федеральном округе пресечена деятельность нескольких преступных сообществ, которые занимались вымогательствами на федеральной трассе Владивосток - Хабаровск. Каждая из них «работала» на своем участке, контролируя дорогу от Владивостока до Хабаровска. Их жертвами становились перегонщики, в основном, из западных районов России.

Все, кто приобретал автомобили, были обязаны уплатить вымогателям «дань» за право дальнейшего беспрепятственного проезда по территории Приморского и Хабаровского краев, сумма варьировалась в зависимости от марки приобретенной машины и ее стоимости (от 100 до 600 долларов США). В случае отказа от уплаты, либо сам автомобилист подвергался угрозам физической расправы, либо мог серьезно пострадать его автомобиль: преступники били в машинах фары, выбивали стекла. Особо непокорные водители подвергались открытому грабежу.

Во Владивостоке организатору одной из самых дерзких на Дальнем Востоке организованных преступных группировок, которая действовала на трассе от Уссурийска до Хабаровского края, предъявлено обвинение по статье 210 УК РФ - «Организация преступного сообщества». Уголовное дело в отношении этой группы расследуется уже полтора года, и насчитывает более семидесяти томов. Уже установлено 25 эпизодов ее преступной деятельности.

Десять участников арестованы, им вменяется целый спектр преступлений - вымогательства, грабежи, разбойные нападения, угоны. Это граждане в возрасте от 25 до 40 лет, среди которых и ранее судимые (для поддержания контактов с криминальным миром), и спортсмены (для физического устрашения), и даже те, кто воевал в горячих точках. Руководитель, не имея высшего образования, отличался особым складом ума, сплотив вокруг себя единомышленников (все - жители Приморского края), он сформировал преступное сообщество. Новоиспеченная группировка собиралась грабить и вымогать деньги у граждан, приобретавших на рынках Владивостока и Приморья дорогие импортные машины, перегонявшиеся потом в западные регионы России.

Для того, чтобы сообщество действовало наиболее эффективно, главарь разделил своих приспешников на «бригады». Для каждого из членов такой «бригады» была заранее определена роль.

На одного из участников группировки было зарегистрировано частное охранное предприятие, несколько человек входили в ЧОП, поэтому имели возможность свободно передвигаться с оружием. Кроме того, преступники имели на руках рации, настроенные на милицейские волны. Передвигались они на автомобилях без номеров, чтобы пострадавшие не могли их опознать, машины меняли несколько раз в месяц.

Накануне очередного вымогательства, наметив жертву, соучастники связывались со своими коллегами по криминальному бизнесу, обговаривали порядок совершения преступления и роли всех его участников. В назначенное время подельники встречались в условленном месте и на машине выдвигались к намеченной цели. Работали в основном на федеральной трассе Уссурийск-Хабаровск, либо на станциях техобслуживания и шиномонтажных мастерских, куда чаще всего обращались приезжие покупатели иномарок. На этих станциях авто путешественники готовили машины к перегону своим ходом на Запад России. Иногда вычисляли жертву прямо на автомобильном рынке.

Выбрав нужный автомобиль (или сразу несколько машин с транзитными номерами), преступники наблюдали со стороны, выясняя, сколько человек едут в нем, прикидывали, могут ли автомобилисты оказать грабителям реальное сопротивление. Предпочтение отдавалось машинам или небольшим автоколоннам с минимумом людей на «борту». Окончательно определившись с объектом, выясняли, сколько было уплачено хозяином за иномарку, и в какой регион водитель собирается ее перегонять.

Как только речь заходила о Западе России, бандиты заявляли, что представляют мощную преступную группировку, контролирующую всю реализацию машин на приморских авторынках, и проезд по федеральной трассе. Следовательно, за покупку машины и дальнейшее беспрепятственное следование по трассе водитель должен был заплатить мзду криминальным структурам. Если водитель соглашался, то продолжал движение. Если перегонщик отказывался платить, ему «объясняли», какая участь ждет его новенькое авто и лично самого несговорчивого водителя. После угроз, приступали к действиям: водителя обыскивали, отбирая у него всю наличность. Зачастую избивали.

По такой схеме преступники действовали в населенных пунктах. Если же планировался грабеж водителей непосредственно на трассе, криминальная бригада на нескольких автомобилях выдвигалась на пустынные участки федеральной автодороги М-60 и там отлавливала свои жертвы. Машины перегонщиков преследовали и «прижимали» к обочине, вынуждая остановиться. Иногда преступники попросту наглухо перекрывали дорогу своими машинами. Далее следовал вышеописанный грабеж, зачастую - с применением жестокого физического насилия к непокорным жертвам. У одного из фигурантов уголовного дела была изъята бита. В ходе экспертизы было получено заключение, что на ней имеются микрочастицы битого стекла и краски характерные для автомобилей японского производства. Кроме того, у членов группировки изъято оружие, рации, большое количество золотых украшений, как похищенных так и приобретенных на деньги, добытые преступным путем. В результате грабежей преступники похитили у перегонщиков более 1 миллиона 800 тысяч рублей.

Расследованием уголовного дела занимается Следственная часть при Главном управлении МВД России по Дальневосточному федеральному округу. Основные проблемы с задержанием преступной группы и расследованием этого дела заключались в том, что многие водители, перегоняющие японские машины из Приморья в западные регионы страны, не были жителями Дальнего Востока. По их же словам, автомобилисты не заявляли о грабежах в милицию исключительно потому, что не хотели терять время на лишние хлопоты: торопились поскорее добраться до дома. Благодаря этому группировка до поры до времени достаточно вольготно чувствовала себя на трассе - пока не столкнулись с рядом принципиальных водителей, сообщивших об их преступлениях в милицию.

В ходе расследования стало известно, что добытые преступным путем деньги, группа легализовывала, приобретая японские автомобили в Арабских Эмиратах. Оказывается, именно в Арабские Эмираты переправляются угнанные в Японии автомобили, там на них перебиваются номера и машины продаются. Естественно, стоят они дешевле, чем в Японии.

Следственная часть при Главном управлении МВД России по Дальневосточному федеральному округу продолжает расследование этого уголовного дела, а в судах Хабаровского и Приморского краев рассматриваются еще два уголовных дела в отношении организованных преступных групп, которые совершали разбойные нападения на федеральной трассе М-60.