Авиадиспетчеры предстали перед судом


Авиадиспетчеры предстали перед судом
18 Мая 2007
В городке Бюлах близ Цюриха окружной суд начал рассмотрение дела сотрудников швейцарской навигационной компании SkyGuide, обвиняемых в причастности к катастрофе над Боденским озером в июле 2002 года.

Тогда, по мнению следствия, по причине их халатности произошло столкновение российского пассажирского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» с грузовым Boeing-747, в результате которой погиб 71 человек, в том числе 49 детей, летевших на отдых. Серьезная статья, казалось бы, а обвинение просит для подсудимых всего от полугода до 15 месяцев тюрьмы. Суд, как ожидается, продлится две недели.

Руководители компании, представшие во вторник перед судом, в очередной раз отказались признать свою вину.

Первым на вопросы судей отвечал директор центра Скайгайд по контролю за воздушным пространством в Цюрихе Мартин Люти, занимающий этот пост с 1 января 2001 года. На значительную часть вопросов Люти отвечал: «не могу комментировать», «ничего не могу сказать», «подробностей не знаю», «не хочу спекулировать», «не могу вспомнить» и так далее.

После Люти перед судом предстал руководитель авиадиспетчерской службы центра в Цюрихе Антон Мааг. Он сказал, что не сомневается в том, что система работы одного диспетчера за пультом в то время как второй отдыхает, - правильная.

Последним на вопросы судей отвечал Мартин Брюллизауер, начальник операционного управления центра Скайгайд в Цюрихе.

Главным же обвиняемым по делу стал авиадиспетчер Питер Нильсен, который вел оба самолета до момента столкновения. Следствие установило, что Нильсен находился в ту ночь один за пультом контроля, его напарник ушел спать. Ситуация усугублялась тем, что радары работали «в ограниченном режиме» в связи с проведением профилактических работ. Система оптического контроля была отключена, а специальные линии радиосвязи с самолетами «работали с перебоями».

Нильсен был убит в феврале 2004 года российским архитектором, жителем Владикавказа, Виталием Калоевым, у которого в этой катастрофе погибли жена и двое детей. Его арестовали 25 февраля 2004 года в Клотене, где днем раньше рядом со своим домом был найден мертвый авиадиспетчер. В октябре 2005 года Калоев был приговорен швейцарским судом к восьми годам тюремного заключения за убийство.

Обвиняемые сотрудники руководства, между тем, «умывают руки» – они валят всю вину на убитого диспетчера, за погрешность которого жестоко отомстили. И с которого теперь нечего взять – ведь он уже поплатился за свою халатность «без суда и следствия».

Надо сказать, что расследование авиакатастрофы не было произведено достаточно быстро — по одной из версий, именно замалчивание фактов и толкнуло Калоева на самосуд.

Многие, однако, понимали, что это — не обычное предумышленное убийство по холодному расчету, что в этом случае человеком руководили сильнейшие эмоции, ввергнувшие его, очевидно, в состояние аффекта. Чтобы понять это, достаточно любому представить себе в подобной ситуации. И тогда станет ясно, почему в таких случаях даже суровое законодательство иных стран наказывает осужденного мягче, чем в случае с Калоевым.

Следует отметить, что благодаря усердию российских властей и правозащитников апелляционный суд Цюриха 25 ноября 2006 года постановил, что дело архитектора должно быть пересмотрено, удовлетворив таким образом поданное ходатайство. Также решается вопрос о переводе швейцарского узника в российскую тюрьму. Но, как и в случае с расследованием, из-за бюрократических проволочек процесс передачи сильно затягивается – адвокаты полагают, что он может затянуться даже не на месяцы, а на годы.

Защитник Урс Заал, представляющий интересы родных жертв катастрофы над Боденским озером, сказал, что они «не ожидают многого» от суда над сотрудниками Скайгайд. «Мы здесь находимся как наблюдатели и, как и наши подопечные, не ожидаем многого от этого процесса. Виновного уже нет в живых, а сотрудники Скайгайд будут кивать друг на друга, перекладывая ответственность», - сказал Заал.