Отношение социума к личности


Отношение социума к личности
12 Июня 2012

Появление на свет каждого нового человека – это чудо, сотворённое не то природой, не то высшими силами. Что ожидает его в этой жизни, кем он станет и как отнесётся к нему социум? Эти вопросы волнуют родителей ещё задолго до его рождения, они прилагают максимум усилий, чтобы помочь ему адаптироваться к новой среде и социуму.

Если на первых этапах жизни его тщательно оберегают от общества, то после этого все силы семьи направлены на развитие личности малыша. Стараясь максимально ограничить влияние социума во всех его проявлениях, они ищут в ребёнке нечто особенное, что в будущем позволит ему безбедно жить и чувствовать себя полноправным членом общества. Возможно, он вырастет великим актёром или художником или дрессировщиком, гениальным математиком или создателем межгалактических космических кораблей, хирургом «от Бога»? Едва ли кому-то хочется, чтобы его дитя выросло просто хорошим сапожником или строителем, пожарным или учителем. А ведь каждая специальность – это ключ к успеху в умелых и толковых руках.

Окружая вниманием, любовью и заботой, мы тщательно оберегаем его от всего, видя в нём особенного человека, потенциально талантливого и самого лучшего. Ни в чем, не отказывая, мы окружаем его массой игрушек и развлечений, пытаясь прощупать ту самую изюминку, которая выделяет его из общей массы. Дети с 2-летнего возраста ходят в музыкальные и художественные школы, изостудии, посещают спортивные клубы и школы танцев. Со стороны семьи прилагается максимум усилий к гармоничному развитию и образованию ребёнка, чему очень способствует принцип индивидуального развития и воспитания. Какой бы он не был умный и развитый, один он жить не сможет, для самореализации каждому человеку необходимо общество ему подобных организмов.

Лучший способ адаптации в социуме – это детский сад. Правда, принцип индивидуального развития здесь не приветствуется. Дети находятся в группах численностью до 20 ребятишек, за которыми стоит один воспитатель и одна няня. Одному человеку уследить за таким количеством детей сложно, не то чтобы с каждым индивидуально работать. Воспитательный и образовательный процесс в садах поставлен «на поток». В приоритете находится удовлетворение физиологических потребностей малыша – еда, сон, прогулки, прививки. Необходимость воспитания и образования воспринимается персоналом, как дополнительная нагрузка или наказание. Всё сводится к банальному управлению детьми, а управлять проще «серой массой».

Нестандартно мыслящие и выделяющиеся из толпы неудобны, они раздражают. Несмотря на то, что в детском саду ребёнок быстрее адаптируется к социуму, негативной стороной можно назвать потерю им индивидуальности. Следующим этапом «унификации» для него станет общеобразовательная школа, где на одного учителя приходится до 40 детей – какой уж здесь индивидуальный подход! Тем более что обучение проходит в соответствии с установленными программами обучения, существуют жёсткие нормативы и планы, в которые старается уложиться педагогический коллектив. Отвлекаться на индивидуальные потребности каждого ученика просто нет времени. Здесь тоже процветает «потоковое» обучение, а технологию выявления юных дарований ещё не изобрели.

Еще сложнее ситуации в ВУЗах, поскольку программы здесь ещё более насыщены информацией, а на одного преподавателя приходится уже порядка 200 студентов. Даже самый гениальный профессор не в состоянии выделить время для индивидуальных занятий с несколькими, явно талантливыми, студентами. Всё проходит по стандартному плану, установленному государством. В основную задачу входит обучение молодых людей специальным знаниям – базису их будущей профессии. Личность и её индивидуальные потребности в ВУЗах также никого не интересуют.

Наиболее обезличивающим фактором считается армия, где все солдаты визуально одинаковы. Они одинаково подстрижены и одеты, живут в одинаковых казарменных условиях, спят в одинаковых кроватях, а свой нехитрый скарб хранят в одинаковых тумбочках. Армия – это жёсткая дисциплина и безукоризненное подчинение, бессмысленное выполнение приказов. Государственная военная машина не нуждается в творцах и мыслителях.

После армии молодые люди устраивают личную жизнь и сталкиваются с новой проблемой – с беспощадными «жерновами» государственной машины, сортирующей членов общества на «пригодных» и «непригодных». Первым можно пожелать удачи, а вторым остаётся просто сочувствовать.