Куда катится «голубой» экран?


Куда катится «голубой» экран?
31 Августа 2007
В начале коротенько о положении в стране. А в стране продолжается селекция россиян, которая началась реформами девяностых годов, переходом на шаткие рельсы строительства капитализма. Мы из социализма сделали полное недоразумение, сейчас с хлестаковским задором занялись новым переустройством 1/7 части планеты Земля. Главная задача реформирования (что бы ни говорили по этому поводу политики) означает «выбраковку» большинства населения, избыточного по отношению к потребностям «новой России» в рабочей силе. Транснациональным компаниям требуется не более 50 миллионов туземного населения.

Эта «селекция» резко ускорится благодаря тому, что за 16 лет реформ сильно подорвано здоровье обедневшей части граждан, резко снизились стандарты ее жизнеобеспечения и уровень образования рожденных в этой группе детей. Сейчас на призывные пункты военкоматов приходят больные и неграмотные призывники. В стране сформировалось социальное дно, которое непрерывно «перемалывает» новые жертвы. Смертность бездомных составляет 7% в год при среднем уровне для всего населения 1,5%. Это дно беспрерывно пополняется бедными гражданами. Россия отчетливо обретает черты двойного общества.

Эти признаки проявляются в работе многих систем и общественных институтов. Например, средства массовой информации обслуживают исключительно благополучную часть населения, изредка давая этнографические зарисовки «из жизни бедноты», сделанных по заказу богатых граждан, так называемого нового передового класса строителей капитализма, комиссаров Кремля и Рублевки. Все материальные ресурсы страны — в их полном распоряжении (попутно они что-то еще догребают и распиливают, иногда в этой четвертой по счету переделке бывшей государственной собственности стреляют друг друга). Остальным просьба не беспокоиться.

Остальные — это большая часть граждан России. 80 процентов. Те, кому нет места на этой ярмарке тщеславия. Зурабов отпустил мужикам 59 лет жизни, на большее, как он сообщает, у страны нет денег. Может быть, что-то и подбросит по отмашке сверху, но особенно рассчитывать не на что. Таким образом, решается проблема пенсионного обеспечения.

Поговорим о телевидении — для «простых россиян» в силу различных причин культура замкнулась в ящике под названием телевизор. Какие образцы «культуры» показывает нам «голубой» экран.

А он поистине стал голубым.

Первый п… на деревне

Руководитель одного из государственных каналов телевидения на работу принимает специалистов исключительно по признакам политкорректности к их «голубым» забавам. С него берут пример и педрилы помельче, из местных телеканалов. Сексуальные меньшинства столицы, педерасты, лесбиянки и трансвеститы крупных и мелких городов провинции под покровительством «голубой мафии» центральных телеканалов пробивают всеми частями тела дорогу на экран. Который год на международном уровне идет полемика о необходимости проведения в Москве парада гомосексуалистов, именуемом гей-парадом. Мэра Москвы просто затерзали коллеги, возглавляющие столицы европейских стран. Будучи сами нетрадиционной ориентации мэры Парижа и Рима давят на психику отца пятерых детей.

Лужков, соблюдая политкорректность, соглашается, что мол, надо позволить этот самый гей-парад в Москве. А, возвратившись в столицу, дает задний ход (поймите правильно). Он знает, чем может закончиться этот парад. Страна встанет в едином порыве на призыв — Бей пидоров! Но подземный крот истории в лице нашего телевидения делает свою неспешную работу. Наша «беспросветная и скучная» жизнь, по мнению продюсеров, может быть наполнена «радостным» извращенным сексом, однополыми влечениями, сюжетами из жизни маньяков. Все это завоевывает пространство эфира и умов.

Руководители каналов объясняют нам, что вакханалия в эфире нужна для зарабатывания денег. Это и есть забота о телезрителях.

В то время когда на экранах нет лесбиянок и гомосексуалистов, идут «Чрезвычайное происшествие», «Честный детектив», «Главные убийцы ХХ века», «Дело ростовских маньяков» и другие леденящие кровь передачи. По выходным можно насладиться похождениями единственного в мире фрезеровщика нетрадиционной сексуальной ориентацией Ивана Дулина. Знаковая фигура для индустриального Урала. Ничем другим Челябинск в России себя не зарекомендовал.

Эй, вы, там, наверху

Когда-то, во времена министра культуры СССР Екатерины Фурцевой был популярным анекдот: спрашивают у руководителя Чехословацкой Республики — зачем вам Министерство морского флота, у вас же нет моря? На что тот отвечает вопросом на вопрос — а зачем вам Министерство культуры?

Министр культуры Александр Соколов, его подчиненные — руководители федеральных агентств, напрямую обязаны контролировать то, что нам показывают на кино- и телеэкранах. А они вместо этого заняты самопиаром и клоунадой. Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии не вылезает из телевизионных студий, в которых поет и пляшет, зачастую в самом странном виде. В чем смысл деятельности этих, обремененных докторскими степенями и профессорскими званиями людей? Если задача русской культуры — зарабатывание денег, то, может Министерство культуры вообще закрыть? Зачем оно, когда нет культуры.

Сегодня трудно представить, чтобы министр культуры Соколов пришел к президенту и попросил денег для избавления телевидения от бесовщины, вместе с министром образования Фурсенко озаботился бы воспитанием наших детей. Скорее всего, они могут попросить разрешения на проведение гей-парада.

А пока правит бал нечисть из ночных и дневных дозоров, американские мультфильмы с мутантами из канализационных стоков, бездельники из «Дома-2», Ксюша Собчак, «Сука@любовь», заслуженный артист России Боря Моисеев и анекдоты: «Сбылась моя голубая мечта, — сказал Сергей Пенкин, встретившись с Борей Моисеевым» или «Борис Моисеев на гастролях бегал за каждой юбкой. Он что, сменил ориентацию? Нет, гастроли проходили в Шотландии».

На ТВ полностью отсутствует молодежная политика. Давно осмеяны герои прошлых лет. Жесткая советская мораль отметена, люди остались вообще без нравственных ориентиров. В стране нет ни старой идеологии, ни новой.

Антизаконы кадра

Прежние достижения еще советского телевидения, где операторы и режиссеры тщательно отрабатывали «картинку» экрана, уходят в небытие. Кто сейчас вспомнит классика документального телефильма Игоря Беляева, телевизионные открытия театрального режиссера Анатолия Эфроса, великого кинодокументалиста Дмитрия Лунькова?

Интересно, говорят ли сегодня мастера павильонной съемки о создании глубины пространства в кадре, о «воздухе» над головой ведущего, о полноте телевизионного образа, о «дуге комфортной беседы». Не думаю. По-видимому, не только из-за «постмодернистского синдрома», а по причине всеобщего и поголовного оскудения знаний. В нашей провинциальной студии работали выпускники режиссерского и операторского факультетов ВГИКа. В качестве ведущего программ подрабатывал Валерий Приемыхов, в последующем выдающийся сценарист, режиссер, актер. Он не считал работу на Благовещеской студии телевидения унижением своего достоинства.

Сейчас создателям шоу удобно делать все наоборот, либо не делать ничего всерьез. Ведущим этих шоу - Андрей Малахов, Яна Чурикова, можно надрывать голосовые связки и орать как на восточном базаре. А ведущим утренних каналов, особенно в Екатеринбурге, нести бредятину, состоящую из пустословия, глупости и умолять зрителей позвонить в студию и ответить на вопрос викторины — сколько лет длилась столетняя война. Жизнь наша превращается в шутку, а телевидение в пародию этой шутки.

В части отбора ведущих, позиция продюсера такова: если у тебя нет хронического гайморита, не страдаешь дефектами речи, косоглазием, не имеешь неистребимого областного говора и фрикативного «г», путь на ТВ тебе заказан. Только набор вышеперечисленных качеств дает надежду. А ведь в Екатеринбурге в числе ведущих люди с актерским образованием. Их преподаватели учили даже говорить «дожжи», вместо дожди. Что является предметом гордости.

«Поиск нового экранного образа», преодоление «устаревших» законов кадра — это ухватить камерой лопнувшие трусы Маши Распутиной, взять крупным планом и оставить в памяти потомков ускользающую грудь Жанны Фриске или вихляющую походку того же Бори Моисеева.

И все-таки я верю

Совсем недавно на 10 канале в очень удобное для телезрителей время в 20 часов 30 минут прошел в эфире цикл телепередач «Территория права». Я бы назвал этот цикл, учитывая замысел и последовательность его проведения, программой. В эфире прошли восемь передач. Они не сложны по режиссерскому исполнению, хотя опытный телезритель может заметить, что студийная передача с участием трех человек, снимается тремя камерами, мастерски выставлен свет, студия оборудована белыми столиками на белом фоне стен. Здесь почти нет спецэффектов, камера движется медленно, подчеркивает рождение мысли участников передачи и ведущего. Название цикла определяет содержание. За 30 минут экранного времени, а это согласитесь, для телевидения большой отрезок, мы с помощью участников передачи, а это высочайшие профессионалы в области юриспруденции, узнаем много полезнейшей информации из области права.

Мы все живем в правовом поле. Выход из него означает попадание на поле минное. Кто из нас знает свои права, попав в сложную ситуацию, пострадав от преступления? Куда обращаться, что требовать, как защитить свои интересы? Российское правосудие дало гораздо больше прав преступнику, чем потерпевшему. Подозреваемый с момента задержания правоохранительными органами пользуется услугами адвоката. Пострадавший от преступления ждет вынесения постановления следователя, прокурора и суда о признании его таковым.

Нам кажется, если против нас совершено преступление, то за нами вся страна, вся правоохранительная система, суд над преступником будет скорым и справедливым. Но не так все просто. В передаче «Адвокат на стороне потерпевшего» с участием заместителя председателя Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга Николая Морозова и адвоката юридической консультации №46 Свердловской областной гильдии адвокатов Андрея Кудрявцева, мы узнаем, что нужно делать пострадавшему от преступления человеку. В положении потерпевшего оказывается каждый пятый россиянин. Конкретный разговор с показательными примерами, разъяснениями положений статей уголовного и гражданского кодексов, советами телезрителям.

Тема «Мировое соглашение» с участием председателя арбитражного суда Свердловской области Ирины Решетниковой и заведующего юридической консультацией №23 Свердловской областной гильдии адвокатов Евгения Логвиненко. Граждане России не хотят мириться. Всегда доводят дело до суда, они готовы биться за правое, на их взгляд дело, до конца, проиграть, но не сдаться. Русские не сдаются. Граждане США, помешанные на своих правах, готовые судиться из-за косого взгляда на женские ноги, 95 процентов дел завершают мировым соглашением. У нас эта цифра не превышает 2,8 процента… Это проблема психологии, менталитета россиян, к юриспруденции мало относящаяся. Как уйти с тропы войны, как помириться на обоюдовыгодных условиях, как избежать нервных потрясений. Об этом ведут разговор специалисты. Опять же конкретные примеры, советы, пожелания, адреса помощи.

Из передач «Территория права» мы узнаем историю российской юридической школы. Истоки, по которым она развилась и приобретала уродливые или привлекательные черты. О том, как она повлияла на цивилизованный Запад и Америку. А наши дореволюционные суды присяжных — самый показательный пример отправления судопроизводства на мировом уровне.

Передачи показывают как Россия, подписав Протокол №6 Европейской Конвенции, объявив мораторий на исполнение смертной казни, застыли в раскоряченном положении и более десяти лет живы указом Президента РФ, а закон так и не принят.

Восемь передач «Территория права» увидели телезрители с мая по июнь. Они замечены, их авторы приглашены на республиканский конкурс, у них грандиозные планы, эти планы вполне реальны.

Остается назвать создателей передачи. Елена Кудрявцева, автор идеи, организатор и вдохновитель, выпускница медицинского института и академии государственной службы, Алексей Колясников, режиссер передачи, Леонид Маслов, телеоператор и Павел Неволя, видеоинженер. Мы на «Территории права». Оставайтесь с нами. Такими словами прощается с телезрителями ведущая передачи Елена Кудрявцева.