О внедрении «управления общественными отношениями» в деятельность Адвоката

27 Апреля 2006
В этой статье только один раз Вы увидите две модные и возможно уже надоевшие глазу буквы, аббревиатура которых означает «связи с общественностью» - PR.

Огромное количество материалов, написанное про эти две злосчастные буквы, отнюдь не всегда отражают их подлинное значение, а уж тем более раскрывают глубину содержания и важность корректного их использования.

Нужен ли Адвокату PR? Однозначно – да. Однако, необходимо уметь отличить специалиста, способного наладить настоящий профессиональный процесс управления общественными отношениями, от неудачного деятеля в области рекламы и маркетинга, который через набор модных слов и выражений пытается стать Вашим консультантом в этой области.

Некоторые с позволения сказать «специалисты по двум буквам», о понятном нам явлении, которое можно донести до слушателя доступным языком, говорят странной, зачастую не к месту употребляемой терминологией. Ниже, я процитирую «великих» (цитаты будут выделены курсивом) и переведу эти эпохальные, вымученные рекламные труды на русский язык.

Итак, деятельность Адвоката и общественные отношения.

Множество сайтов и статей в СМИ, затрагивающих эту тему, пестрят к месту и не к месту одними и теми же словами и выражениями. Кажется, что авторы сами не понимают, о чем говорят, а ведь говорят для своих клиентов, так называемого «широкого круга», к которому относят и Адвокатов.

Что же сегодня предлагается Адвокату для развития своей карьеры «великими мегаспециалистами»:
  • позиционирование, персонификация и продвижение в рынке услуг себя и своего бизнеса. Позиционирование означает, что Вами займутся всерьез и надолго, осуществят ряд действий, которые должны обеспечить представление о Вас, как об Адвокате, оказывающем качественную услугу. По моему мнению, изначально непрофессиональный подход заключается в том, что к Адвокату подходят как к производителю однородных партий товара (услуг), которые необходимо срочно сбыть чтобы не оказалось затаварки на складе. Не учитывается, что Адвокат оказывает индивидуальную юридическую помощь. Да и нельзя Вашу деятельность называть бизнесом в том смысле, какой заложен в сознании наших граждан. Неправильно подобранные выражения могут привести к негативным ассоциациям той самой окружающей среды с которой и необходимо установить связь. Труд Адвоката изначально должен быть воспринят как социальнозначимая и нравственная составляющая жизни Общества.
Персонификация - это олицетворение, выражение, дающее представление о понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица. «Персонификация адвоката в рынке», - довольно сложно понять. Некорректно, как-то сказано!

Далее зачастую идет тезис о том, что специалисты помогут «популяризации идей права в общественном сознании». Что за этим стоит? Изложение в общедоступной форме самого понятия права давно сделано в специальной литературе. А если об идее права, то ее не только изложили, но и развили еще в древности, в античном мире. Не знал старик Аристотель, что с современными авторами тягаться придется. Да и Римские юристы видимо поторопились выделить естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Что там популяризировать? В современном обществе жизнь во всех её проявлениях — это упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой которой и выступает право.

Следующий перл господа, как горячая закуска, предлагаемая адвокатам при сопровождении их профессиональной деятельности вышеназванными спецами – это «использование информационных потоков для реабилитации миссии адвокатуры в общественном сознании». Сказано сильно… - но тут либо миссия, по их мнению, после травмы, и нуждается в реабилитации, либо они не в курсе дела, что миссия то, не менялась. Либо вообще не знают что такое миссия. И главное: не сказано, как и посредством каких механизмов, информационный поток будет использован? Зачем вводить своего клиента, в нашем случае Адвоката, в глубокий мозговой штурм? Заставлять его стараться понять, о чем речь. Проще надо объяснять, проще… А если вдруг этот вот «информационный поток» в результате неосторожного использования превратится в информационный селевой поток, да еще и пойдет в противоположном направлении?

Про «персонификацию участников процесса публичного позиционирования». Как нечто целое, переводу в принципе не подлежит, а вот каждое слово можно. Персонификацию участников процесса можно трактовать по-разному: и как «проверку явки в суд», и как «установление личности» и т.д. смотря, что понимать под «процессом» - судебное заседание к примеру. А если рассмотреть «процесс публичного позиционирования» как одно словосочетание? То это можно перевести как совокупность последовательных действий по определению координат местонахождения объекта в трехмерном пространстве.

Специалист по управлению общественными отношениями обязан очень четко, доходчиво и однозначно формулировать свои мысли и выражения!

С предлагаемым иногда созданием «позитивного имиджа публичной фигуры» думаю, все понятно. Самое главное, при этом, не забыть о процессе «мониторинга индекса упоминаемости адвоката» о котором узнала на одном из порталов московских pr-консультантов предлагающих свои услуги Адвокатам. По профессиональному секрету сообщаю: бывает только мониторинг упоминаемости субъекта, а не мониторинг индекса. Клиент - не почтовое отделение. Индекс - это показатель относительного изменения достигнутого уровня явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. Индексы используются в классификации сравнения и измерения, и конструируются они путем комбинации индикаторов.

На том же портале господа: «Мы создаем карту звучания темы». С таким понятием в профессиональном языке вообще не встречалась. Есть медиакарта – список СМИ, которые будут использованы для освещения вашей информации, данная карта составляется специалистом, и СМИ подбираются таким образом, чтобы они при передаче информации расставили нужные, именно Вам, акценты. Но это никак нельзя назвать картой звучания. Это не ноты для хорового пения. Как говорит мой супруг: «… то ли я лекции в свое время прогулял, то ли у нас с прокурором и судьей книжки разные. А может пока в суд ехал, изменения в законодательство внесли?»

Еще несколько высказываний: «адвокат получает не только имиджевую поддержку на уровне СМИ, но и реальную помощь в проведении судебного процесса». Чувствуете силу? А не вызывает ли это выражение некоторые опасения на волне еще не угасшей темы оборотней… «реальная помощь» звучит неоднозначно.

«В исключительных (и довольно распространенных) случаях, когда, например, отсутствует законодательная база для отстаивания справедливых с точки зрения здравого смысла прав граждан и организаций, «специалист» организовывает широкую дискуссию в обществе с целью инициировать законотворческий процесс в решении злободневных проблем». Ну, прямо монстры какие-то. Смотрите, Адвокаты, и завидуйте: ну нет у вас ни законодательной базы, ни аргументов. И вообще, что вы в судах делаете? Ваша задача – постановка целей специально обученным людям, а они уже как возьмут и инициируют законотворческий процесс и сразу все в порядке будет. Вот так работать надо!

«Тренинги для адвокатов по нетрадиционным методам поведения для достижения поставленных целей». Комментарию не подлежит. У всех адвокатов, как и у медиков, очень богатая фантазия. И это хорошо.

Большое спасибо надо выразить тем информационным ресурсам, где можно найти такие замечательные цитаты и такую рекламу своих услуг.

Если говорить об Адвокате в общем, это несомненно, участник общественных отношений. Важно понимать многогранность его роли в этом процессе. Адвокат одновременно может быть как субъектом, так и объектом этих отношений.

Абсолютно правильно, когда у Вас есть четкая стратегия управления своей карьерой, Вы используете в своей практике технологии управления общественными отношениями (подбор которых конечно же необходимо доверять только специалисту), ведь только правильное их сочетание дает нужный эффект при выполнении Ваших профессиональных задач.

Необходимо постоянно работать над собой не только в профессиональном аспекте, но и в направлении приобретения и развития навыков, помогающих Вам достичь в Вашей карьере определённых успехов. В этом Вам как раз и должен помочь специалист по общественным отношениям, и лучше эту работу доверить ему, а не себе. В результате совместной плодотворной работы Вы увидите, что поставленная перед собой генеральная цель, на каком то этапе казавшаяся трудно выполнимой, абсолютно реальна, а решение текущих вопросов и задач в ежедневной работе стало проще и быстрее.

В западной практике Адвокаты активно привлекают специалистов, которые не просто проводят определенные акции для информирования общественности, но и разрабатывают для Адвоката его стратегию и политику развития.

Универсальности в этих вопросах нет. Так же как и Вы, каждый раз выстраиваете свою линию защиты, специалист создает под Ваши цели технологический пул. Самое главное не ошибиться в выборе такого специалиста. А нужен он или нет - решаете Вы сами. Это как в американской поговорке: «Если ты сам у себя адвокат, то твой клиент – идиот».

При выборе специалиста слушайте, как он говорит, что и на каком языке. И если Вы в диалоге, не услышите от него ничего понятного для Вас, рекомендую ответить ему тем же. Например, вовлечь в беседу про императивность и диспозитивность норм отечественного законодательства, или про четыре элемента состава преступления, с обязательным акцентом на толкование прямого и косвенного умысла в суде надзорной инстанции. Пока длится Ваш бенефис, подумайте: специалист ли перед Вами?

А на последок, в качестве примера неправильного отношения к профессии, представляю Вашему вниманию статью 49 УПК РФ - «Защитник», переведенную с русского языка на никакой. И если когда- нибудь, кто-нибудь заговорит с Вами о вашей деятельности на этом языке улыбнитесь и вспомните наши рекомендации.

Статья 49. Публичная фигура (далее ПФ), воздействующая на судебно-прокурорскую аудиторию.
  1. ПФ – персона, осуществляющая регламентированное воздействие по лоббированию интересов персонифицированного участника общественного мероприятия, оказывающая услугу по продвижению интереса объекта внешней среды.

  2. В качестве ПФ допускаются субъекты, обладающие профессиональным субъективным семантическим пространством. По определению или постановлению инстанции, организующей общественное мероприятие – процесс публичного позиционирования объекта внешней среды, могут быть допущены наряду с ПФ, персоны с очень суженным субъективным профессиональным семантическим пространством, но персонифицирующие себя как приближенные к объекту внешней среды, подлежащего рассмотрению на процессе публичного позиционирования…

  3. ПФ участвует в процессе публичного позиционирования объекта внешней среды:

    1. С момента вынесения правила о признании негативного оттенка бихевиористической позиции объекта внешней среды;
    2. С даты начала функционирования набора регламентирующей документации;
    3. С момента применения к объекту публичного позиционирования акта физического воздействия представителей внутренней среды для ограничения его субъектного ореола пребывания….
      • анонсированных рядом публикаций регламентирующей книги;
      • применения к объекту публичного позиционирования в соответствии с отдельными абзацами регламентирующей документации акций, направленных на исключение личного субъектного пространства под постоянный мониторинг персон внутренней среды;
    4. С момента анонсирования объекту публичного позиционирования акции, проводимой представителями внешней специализированной среды, с целью выявления у объекта наличия акцидентальной инволюции субстанций, находящихся в полости, расположенной над basic occipitalis, находящейся над шейными позвонками.
    5. С момента реализации процесса воздействия, предусмотренного рядом регламентирующих документов, затрагивающих социальную и физическую основу существования объекта

  4. ПФ допускается в мероприятие общественного позиционирования объекта после акта персонификации по предъявлению документа, отражающего его визуализацию и графическую идентификацию.

  5. В случае, если ПФ принимает участие в мероприятии, предусматривающем ограничение популяризации в общественном сознании, он обязан поставить свой графический идентификатор в признании условий процесса общественного позиционирования.

  6. Один и тот же ПФ не может лоббировать интересы сразу двух объектов публичного позиционирования, если целеполагание одного, идёт вразрез мотивационным аспектам второго.

  7. ПФ не вправе изменить идеологическую дислокацию после определения репперных точек по отношению к объекту публичного позиционирования.
С уважением, автор проекта "Адвокатская ведомость.Ru"
Елена Диздерёва