Поправки в законодательство о землеустройстве

27 Октября 2006
Проект, в котором описан только один вид землеустройства – территориальное землеустройство, предусматривает сокращение властных полномочий в указанной сфере.

Установлен исчерпывающий перечень требований к земельному участку как объекту права собственности, что по мнению авторов законопроекта, позволит избежать необоснованных отказов при проведении государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки.

В ряде случаев заказчик работ по землеустройству сможет выбирать способ формирования земельного участка (без установления границ на местности с разработкой проекта границ и с установлением границ при межевании).

Документом обеспечена защита прав собственников и землепользователей при образовании новых и упорядочении старых земельных участков. Детально регламентирована процедура согласования местоположения границ земельных участков.

Проект содержит закрытый перечень случаев, когда нужно такое согласование. Определены минимальные и максимальные сроки для согласования землеустроительной документации и согласования границ на местности.

Законопроект уточняет полномочия органа государственной власти и местного самоуправления по принятию решения о проведении формирования участка. Все предложенные меры, считают в правительстве, позволят сократить время проведения работ по формированию земельных участков в среднем на полгода. Ожидается также, что затраты на проведение процедуры сократятся вдвое.

От Комитета по собственности Виктор Плескачевский поддержал концепцию закона, отметив, что большинство положений предложенного проекта – это нормы прямого действия. Вместе с тем, он высказал ряд замечаний, которые необходимо учесть при подготовке проекта ко 2-му чтению. Перечень видов работ в составе процесса формирования участка Комитет счел неполным. В нем отсутствуют действия по формированию земельных участков, впервые выделяемых из состава государственных и муниципальных земель. В качестве основания для производства работ по формированию земельных участков не указана документация по планировке территорий, что делает процесс недостаточно определенным с точки зрения его стоимости. Необходимо еще больше упростить процедуру согласования границ земельных участков.

Неоправданно расширяется сфера действия закона. Имеется несоответствие с отдельными положениями Градостроительного кодекса. По мнению Комитета, порядок разработки проекта границ административно-территориальных образований не относится к законодательству о землеустройстве. Необходимо четче определить границы компетенции гражданского, земельного и градостроительного законодательства.

В.Плескачевский предложил сформировать рабочую группу по одновременной подготовке ко 2-му чтению представленного законопроекта и проекта закона о кадастре недвижимости.

От Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум заметил, что Комитет неоднократно выступал за устранение административных барьеров при проведении землеустройства. "Мы рассчитывали, что внесенный Правительством законопроект позволит эти административные барьеры устранить, - сказал он. – Но предложенная редакция проблем не решает". Более того, проект, по словам М.Шаккума, устанавливает "такие усложненные процедуры, которые приведут к еще большим административным барьерам". Проект, с одной стороны, жестко регламентирует случаи обязательного формирования земельных участков и определяет лиц, которые могут являться заказчиками землеустройства. С другой стороны, эти случаи определены в проекте неполно и не учитывают практики земельных отношений. М.Шаккум подверг критике предложенную процедуру раздела и объединения земельных участков. Вводится сложный и длительный порядок согласования проекта границ земельных участков, пояснил он. Для проведения такого согласования потребуется более трех месяцев. Но помимо согласования проекта, вводится обязанность согласовывать местоположение границ участка. "Введение таких усложненных процедур приведет к затягиванию сроков предоставления земельных участков", - подчеркнул М.Шаккум. В проекте отсутствует исчерпывающий перечень согласований. Отдельная глава проекта закона посвящена установлению границ зон с особыми условиями территорий. Но в ней, по словам М.Шаккума, "абсолютно не учитываются требования специальных федеральных законов в части установления границ водоохранных, санитарно-защитных и иных зон". Вместе с тем, М.Шаккум рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект, который ко 2-му чтению "может быть доработан".

От Комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик отметил, что порядок, учет и оформление в собственность земли в России находятся в зачаточном состоянии. По состоянию на начало 2006 года между Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами разграничено 0,3% сельскохозяйственных земель, 2% земель поселений, 46% промышленных земель, 0,1% водного фонда. "Особую озабоченность вызывает состояние дел с оформлением в собственность сельскохозяйственных земель". Пока в собственность оформлено только 12,8% сельхозземель. Дорога и сложна система межевания. Поддержав проект закона в первом чтении, Г.Кулик предложил при доработке документа "найти более простые способы проведения процедуры".

Вопросы С.Шаронову задали Алевтина Апарина, Михаил Заполев, Юрий Маслюков, Александр Чуев. Отвечая на вопрос Ю.Маслюкова, который поинтересовался, в какую сумму обойдется обывателю процедура межевания, А.Шаронов сообщил, что стоимость процедуры "определит рынок". В настоящее время процедура межевания, по данным А.Шаронова, в разных регионах стоит от 2 до 15 тысяч рублей.

Николай Кондратенко подверг серьезной критике принятые в последнее время изменения в законодательство о земле. "Нарушены всякие нормы управления, в основе которых соответствие прав и обязанностей. Нельзя отдать права в одну сторону, а обязанности в другую", - сказал он.

Владимир Кашин заявил, что нынешнее земельное законодательство и предлагаемые в него поправки не соответствуют интересам рядовых граждан.

Александр Чуев в числе "плюсов" законопроекта назвал "введение ясных и понятных определений", "очевидный порядок проведения землеустроительных работ", процедуру формирования земель ЗАТО. Однако. По его словам, в целом "жизнь граждан в будущем не облегчится", "затраты не снизятся".

В итоге законопроект был принят в 1-м чтении, сообщает пресс-служба Госдумы.