Какие изменения привнесет судебная реформа

4 Декабря 2006
Каждый третий россиянин сталкивается с судопроизводством, нагрузка на суды постоянно увеличивается. В целях повышения эффективности деятельности судебной власти в России утверждена федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, на реализацию которой предусмотрено почти 48,5 млрд.

Ирина РЕШЕТНИКОВА: Федеральная программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, концепция которой была утверждена в августе 2006 года, является определенным этапом судебной реформы. Предыдущая программа была рассчитана на 2001-2006 годы.

В федеральной программе обозначены пять очень важных целей: открытость и прозрачность правосудия; повышение доверия населения к судам; доступность судебной системы для всего населения; развитие независимости суда; повышение исполнимости судебных актов. Данная программа предполагает не только изменение судопроизводства, но и решение многих вопросов, которые касаются изменения подхода к производству: от ведения электронного делопроизводства до строительства новых зданий для судов.

К сожалению, отношение граждан России к судам находится на довольно низком уровне по сравнению с другими странами. Чем больше будут доверять судам, тем больше будет поступать обращений в суды, больше будет правовых способов защиты интересов.

Применительно к арбитражной системе запланировано введение в действие 24 новых зданий и выкуп пяти зданий, в том числе, здания Арбитражного суда Свердловской области у правительства области. Надеемся, что через полтора года мы переедем в новое здание. Суды сейчас строятся из расчета 160 кв. метров на одного судью, на этой площади будет располагаться и аппарат суда.

Что обеспечивает качество судебных актов? Как достичь исполнения судебных актов?
— Для судей качество судебного акта измеряется тем, насколько часто судебные акты отменяются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Но качество судебного акта это еще и то, что свидетельствует о том, что судья при рассмотрении дела не нарушал нормы АПК. Это предупреждение новых преступлений в различных сферах, воспитание правовой культуры. У стороны, которая участвовала в процессе не должно быть ощущения, что суд был несправедлив. В отличие от судов общей юрисдикции, в Арбитражном суде на стороне истца и ответчика почти всегда выступают профессиональные юристы, и уже от их квалификации зависит качество договора, который потом может оспариваться в суде. Конечно, проигравшая сторона всегда будет чем-то недовольна. Но недовольство должно быть основано на законе, например, если судья нарушил закон или не заметил нарушения при рассмотрении дела.

Что касается исполнения судебных актов, то для их качественного исполнения необходимо очень многое. Например, в Голландии судебных приставов и исполнителей в десятки раз больше, чем судей, и исполняют они только судебные акты. Наши приставы исполняют судебные акты судей, и судей примерно столько же, сколько судебных приставов и исполнителей, а также они исполняют постановления налоговых и других органов. Нагрузка на приставов очень высокая, они физически не могут все исполнить. Не менее важный вопрос - возможность исполнения судебных актов. Например, если судебному исполнителю в Голландии обращается сторона, то исполнитель проверяет по электронной базе, значится ли за должником какое-либо имущество. Если нет, то пристав-исполнитель не принимает исполнительный лист к исполнению. В этом случае обращаются к адвокатам, в частные фирмы по розыску. Например, в Америке до сих пор действует очень интересная норма, когда взыскатель располагает данными о том, что у ответчика все-таки есть имущество, но найти его сложно, взыскатель обращается в суд, и суд выносит приказ о помещении должника в тюрьму до того, пока он вспомнит, где находится это имущество. После этого его выпускают. Такая мера существует и в Израиле, и в ЮАР. Думаю, что для России такой вариант не приемлем, поскольку следственные изоляторы и без того переполнены.

В России пристав-исполнитель в любом случае должен принять исполнительный лист. Нет законодательных механизмов для того, чтобы наказать должника, если за ним официально ничего не числится. Он может все переписать на родственников, и возможности исполнить судебный акт не будет. Одна из эффективных мер - наделить службу судебных приставов правом оперативно-розыскной деятельности по розыску имущества. К сожалению, пока такими функциями служба не обладает.

Каков процент исполнения актов за 2006 год?
— Когда выдается исполнительный лист, он может и не предъявляться ко взысканию, это дело взыскателя. Исполнительный лист может быть предъявлен в банк, иное кредитное учреждение, в налоговую службу. Исполнимость судебных актов в среднем составляет 48%.

Каковы первые итоги работы апелляционного суда? Что собой представляет система электронного судопроизводства?
— 21 июля 2006 года начал работу 17-й апелляционный суд в Перми. Жалобы, которые поступали к нам после 21 июля, весте с делами направляются в Пермь. Мы досматриваем только те дела, которые были возбуждены до 21 июля. Думаю, что первое время сторонам довольно сложно, поскольку до Перми довольно далеко добираться. В ближайшее время будет открыт 18-й апелляционный суд в Челябинске, но он не относится к нашему региону, он будет обслуживать Челябинскую область, Башкирию и Курганскую область.

Идея электронного судопроизводства - это очень хорошая идея, несмотря на то, что отклики на это очень разные. Ситуация может развиваться следующим образом: мы рассматриваем дело, и сторона обжалует промежуточное определение, причем это может быть определение, которое не подлежит обжалованию. А раз обжалуется определение, необходимо все это направить в Пермь, где будет рассматриваться около месяца, в среднем, в течение двух месяцев (с учетом времени доставки), пока дело находится на рассмотрении в Перми, мы его рассматривать не можем. Поэтому Высший Арбитражный суд в информационном письме указал возможность по промежуточному обжалованию оправку в апелляционный суд оригинала жалобы, оригинала судебного акта, который обжалуется и необходимых копий из материалов дела, чтобы не мешать дальнейшему рассмотрению. В том чисел было указано, что возможна отправка электронной почтой. Это значительно ускоряет рассмотрение дела.

Практика ведения электронных дел во многих государствах существует. Любой желающий через интернет может ознакомиться с любым делом. То же самое касается возможности извещения граждан через электронную почту. Самое главное - выставление в интернет всех актов. Мы начали выставлять судебные акты, но не все, поскольку их очень много. Думаю, что постепенно выставляться будут все судебные акты. Это и есть прозрачность производства и путь к качеству судебных актов.

Как распределены функции между судами общей юрисдикции и арбитражным судом?
— С 2002 года, когда были приняты новые Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы, фактически полгода после этого возникали проблемы с подведомственностью. До 2002 года корпоративные споры, где участником является физическое лицо, например акционер, относились к судам общей юрисдикции. С 2002 года это наша подведомственность. К сожалению, до сих пор бывают случаи, когда возникают спорные вопросы подведомственности. Есть и ошибки: например, в Арбитражный суд присылают иски о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, хотя это типичная подведомственность судов общей юрисдикции и, более того, дела судебного приказа, т.е. упрощенного рассмотрения дел. Порой действительно бывает довольно сложно определить подведомственность дела.

Затрагивает ли судебная реформа мировых судей?
— На последнем Совете судей РФ, членом которого я являюсь, обсуждалась проблема нагрузки на мирового судью. В настоящее время нагрузка на одного мирового судью колеблется от 100 до 400 дел в месяц. Когда вводился институт мировых судей, одной из задач была разгрузка районных судов. Сейчас принимаются меры по изменению подсудности дел, т.е. некоторые дела должны вновь уйти в подсудность районных судов. Это позволит уравновесить загруженность судей. Сейчас в Свердловской области действует 250 участков, и увеличивать их число ни к чему, необходимо просто уравновесить нагрузку.

Какие дела чаще всего поступают в Арбитражный суд?
— Уже несколько лет лидируют административные дела: по заявлениям налоговых органов, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.д. В прошлом году количество административных дел составляло 64% от общего числа дел, в этом году произошло незначительное снижение. Интересно, что многих государствах мира налоговые споры возбуждаются гражданами, которые уже уплатили налог, но не согласны с тем налогом, который был с них взыскан. В России наоборот: налоговые органы должны обратиться в Арбитражный суд, для того чтобы было вынесено решение, и на основании этого была взыскана уплата.

В 2006 году произошло снижение количества дел, возбуждаемых Пенсионным фондом РФ, поскольку изменилась подведомственность дел. Споры на небольшие суммы стали подведомственны не Арбитражному суду, а Пенсионному фонду. В прошлом году во многих судах были рассмотрены дела на небольшие суммы, в частности, у нас был удовлетворен иск на 44 копейки. Были примеры, когда дело с удовлетворением иска на 44 копейки прошло все инстанции: апелляцию и кассацию. Но судопроизводство слишком дорогая машина, чтобы использовать все инстанции для рассмотрения такого рода дел.

Насколько перспективна практика досудебного разрешения споров?
— Это направление очень перспективно. Самое главное, чтобы стороны после обращения в суд сохранили партнерские отношение, как человеческие, так и экономические. Поэтому все досудебные формы решения проблемы ориентированы как раз на это. Кроме того, это путь к быстрому разрешению конфликта. Для сравнения, в Америке 90-95% всех возбужденных дел завершаются рассмотрением путем примирения сторон, в Англии - 80%, в Словении - 37%, в арбитражной системе России примирением заканчиваются всего 5-6% дел.

Что еще изменится в судебной системе в ходе реализации федеральной программы?
— Очень важное нововведение - декларирование доходов судей. Часто общественность считает, что судья живет не по доходам. Честному человеку скрывать нечего, поэтому доходы декларировать необходимо. Предлагается также судье при рассмотрении дела оглашать перед сторонами неформальные обращения к судье, которые были по этому делу. Для некоторых категорий дел устанавливается барьер на уровне апелляции, т.е. после апелляции больше пересмотра дела не предусматривается.

В федеральную программу заложены большие средства, в частности, на обеспечение судей и сотрудников аппарата суда жильем, поскольку это довольно серьезная проблема.

по итогам пресс конференции на тему: «Судебная реформа: что изменится в судопроизводстве?», проходившей в региональном информационном центре «ТАСС-Урал