Ремень безопасности может задушить

23 Декабря 2006
На всю страну прогремели слова начальника Департамента по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктора Кирьянова, который заявил, что необходимо ужесточить наказание за непристегнутый ремень безопасности у водителя или пассажира автомобиля. Он настаивает, что штраф 50 рублей за непристегнутый ремень - это ничтожно низкий штраф, который не призывает никак водителей к порядку.

Многие водители задумались и даже запереживали. В нашей стране, а во Владивостоке тем более, по статистике около 70% водителей просто игнорируют требования ПДД! И в первую очередь это касается ремня безопасности. Примерно половина российских водителей считает, что ремни безопасности сковывают движения, и не пользуется ими никогда. Да что греха таить, я сама поменяла уже две машины и за все время ни разу не пристегивала ремень безопасности, так же как и мои пассажиры. И самое главное - за это меня никогда не останавливали.

Точно причину своего пренебрежения этим средством безопасности назвать не могу: то ли не вижу в них надобности, то ли не хочу стеснять себя в движениях, то ли свою роль сыграли страшные истории о повреждениях людей, пристегнутых ремнями. Но вот стоит разобраться, чего же больше в ремнях - добра или зла? А еще у меня (и у многих других водителей) есть главный, может быть, несколько глупый аргумент, почему я не пристегиваюсь ремнем безопасности - да потому, что, когда собираюсь куда-нибудь ехать и сажусь за руль, я не собираюсь при этом попадать в аварию!

Справка "Н"

Первый вариант этого средства защиты был запатентован в 1907 году. В то время ремни безопасности служили только для фиксации тела водителя и пассажиров на уровне пояса и встречались достаточно редко. Более серьезное внимание им стали уделять после Второй мировой войны. В 1957 году разработки Нильса Болина заинтересовали руководство компании Volvo, которое в этом же году переманило его к себе для работ над повышением безопасности своих автомобилей. Не прошло и двух лет, как в 1959 году Нильс Болин вошел в мировую историю как создатель V-образных трехточечных ремней безопасности. Первыми автомобилями, оснащенными этими ремнями, естественно, стали модели Volvo P120 Amazon и PV544.

Хотя законы об обязательном использовании ремней безопасности в различных странах принимались в разное время, начиная с конца 60-х годов они прочно обосновались в автомобилях почти сразу после своего появления. За всю историю с начала изготовления ремней безопасности их общая длина составила более 10 млн км, чего достаточно, чтобы 250 раз обмотать экватор и 13 раз протянуть шлейф от Земли до Луны.

Законодательно

В правилах дорожного движения по этому поводу есть пункт 2.1.2., в котором говорится, что водитель обязан: "При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). За нарушение данного пункта КоАП предусматривается штраф в размере 50 рублей.

Может и задушить

Ремни безопасности - основные средства безопасности в каждой современной машине. И спасли они жизни не одной тысяче людей. С этим поспорить нельзя, но мало заставить пользоваться ремнями безопасности: согласно исследованиям, опубликованным в "Амурской правде", только 32% автомобилистов умеют правильно пристегиваться. Остальные даже в "пристегнутом" состоянии могут получить значительные травмы.

Проблему неправильной регулировки натяжения ремней начиная с конца 70-х годов вроде и исключили, установив автоматические натяжители с устройством блокировки ремня. Но даже при использовании автоматически блокируемых ремней негативную роль может сыграть толстый слой одежды. Она создает своего рода подушку, которая препятствует плотному контакту ремня с телом человека. Из-за этого во время столкновения сначала происходит поглощение "подушечного" зазора, а только затем появляется рывок, активизирующий устройство блокировки ремня. Поэтому удерживать человека ремень безопасности начинает с большим опозданием. Такая задержка может привести к тому, что пассажир уткнется головой в лобовое стекло или получит опасный удар открывшейся подушкой безопасности.

Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего.

Врачи - за ремень

С мнением сотрудников Госавтоинспекции о необходимости пристегиваться в автомобиле можно соглашаться, а можно нет. Безусловно, бывают ситуации, когда ремень безопасности приносит дополнительные травмы или его заклинивает, и пострадавшие не могут покинуть машину самостоятельно. Но, конечно, есть масса случаев, когда люди, попавшие в ДТП, говорят спасибо, что пристегнулись.

Дмитрий Бондарчук, заведующий отделением экстренной и планово-консультативной помощи Территориального центра медицины катастроф отметил, что вообще на дороге ситуация может разворачиваться по-разному, и, следовательно, говорить о том, обязательно нужно пристегиваться или нет, - трудно. Врачи говорят, что при столкновении ремень безопасности может спровоцировать травмы грудной клетки, переломы ребер, отделов позвоночника. Но если вы не любите пристегиваться, то тогда можно получить черепно-мозговую травму, ударившись головой. И то и другое лечится долго, поэтому лучше, конечно, не попадать в аварии совсем. Но предпринимать все меры безопасности необходимо.

- Мы советуем всем пристегиваться, - говорит Дмитрий Васильевич. - Особенно это касается маленьких детей.

Предпринимаемые меры по повышению безопасности на дорогах можно только приветствовать. Правда, оборудовать детскими сиденьями свои авто смогут не все родители. И дело здесь не столько в цене, сколько в конструктивных особенностях некоторых марок.

Есть разные мнения

Юрий Мутылин, председатель приморского отделения Всероссийского общества автолюбителей, поведал нам, что вокруг вопроса о целесообразности использования ремня споры идут не один год, и не только в нашей стране, за рубежом этот вопрос также поднимается регулярно.

- С ремнем безопасности есть два момента - положительных и отрицательных. Когда машина движется с небольшой скоростью (это скорее относится к езде в черте города), при экстренном торможении, конечно, ремень спасает людей от травм, повреждений. Но при глобальных авариях случается так, что человек, вылетевший через стекло, отделывается травмами различной степени тяжести, а пристегнутый ремнем остается зажатым в машине и погибает. Есть также риск погибнуть, будучи пристегнутым, если машина падает в водоем или при возгорании. Но какова вероятность того или иного исхода, никто не может сказать, потому и ведутся споры.

Пристегнуться или нет - сила привычки человека. Не думаю, что многие не делают этого из чувства протеста или боязни - просто об этом забывают.

С другой стороны, если введут закон, ужесточающий наказание за непристегнутый ремень, то придется его исполнять. Но я считаю, что, перед тем как начать повсеместно штрафовать водителей, сотрудники ГАИ должны разъяснить участникам движения, что правила изменились и стоит всегда пристегивать ремень. И уже через некоторое время после проведения профилактических работ выписывать протоколы.

Случаи, в которых специалисты не советуют пристегиваться ремнем:
  • при движении по ледяной переправе рекомендуется двигаться без ремней безопасности и даже с полуоткрытыми дверями;
  • при движении по узким дамбам и понтонным ненадежным мостам: ремни безопасности здесь могут сослужить плохую службу, если автомобиль сорвется в воду;
  • при движении с невысокой скоростью в условиях плохой видимости и при ограниченных возможностях маневрирования. Когда на улице снежные заносы, ледяные торосы, метель, а у машины залепленные снегом стекла, ремень безопасности может стать помехой в экстренной ситуации, поскольку сильно ограничивает подвижность водителя, что зачастую приводит к столкновениям и наездам на пешеходов.
Горький опыт  - не пристегиваются часто таксисты, хотя вся работа их и проходит за рулем автомобиля. Делается это не из принципа или какого-то особого шоферского шика, а для того, чтобы обезопасить себя от возможных нападений пассажиров. Профессия у таксистов очень рискованная - это факт.

Источник: Время новостей