Юрий Демин: «Требую от инспекторов уважительного отношения к водителям»

9 Января 2007
В среду, 8 ноября в пресс-центре агентства «Интерфакс-Урал» прошла пресс-конференция начальника УГИБДД ГУВД Свердловской области, полковника милиции Юрия Демина. Главной темой обозначена программа мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

— Юрий Алексеевич, в сводках ГИБДД все настойчивее звучат драматические мотивы: гибель группы людей, перевернутые автобусы, покалеченные пассажиры. Каковы итоги десяти месяцев работы областного управления ГИБДД?

— Состояние аварийности по Свердловской области вызывает беспокойство. Свежее  происшествие: в 200 километрах от Ивделя, когда в одном ДТП погибли пять человек, автомобиль опрокинулся в реку.

Далее, на Московском тракте автомобиль ехал со стороны Екатеринбурга, водитель пересек  разделительный газон, выехал на полосу встречного движения, произошло лобовое столкновение с двумя автомобилями. В итоге один погибший и пятеро пострадавших.

Происшествие с автобусом 26 маршрута в Екатеринбурге. По данному факту назначена служебная проверка. Есть упущение или халатность со стороны сотрудников ГИБДД. Виновные получат дисциплинарное взыскание. В случае с автобусом свою негативную роль сыграло общее состояние дорожной сети. К сожалению, работники дорожной службы, которые за это отвечают, не выполняли своих обязанностей. Водитель автомобиля «Волга», якобы, пытался сманеврировать, чтобы не попасть в яму. Водитель автобуса тоже совершил маневр. Поэтому произошли такие печальные события. Но должен сказать, любое ДТП, связанное с пассажирским транспортом, мы расследуем критически. Если есть хоть один процент нашей вины, мы этот процент реализуем, чтобы не допускать подобного. Ранее было допущено опрокидывание «газели» на серовском направлении. Тогда было скользкое покрытие, снег, водитель не справился с управлением.

Мы не в коей мере не будем снижать уровень требовательности, настойчивости при опасных ситуациях, которые будут возникать в дальнейшем. В первую очередь с пассажирским транспортом, а также перевозящем опасные грузы: нефтепродукты, газ, взрывчатые вещества.

О состоянии аварийности. ПО итогам 10 месяцев, на территории Свердловской области по общему количеству ДТП минус 3,7 процента, по погибшим минус 15,4, по раненым минус 3,4. По всем показателям наблюдается снижение уровня ДТП. К сожалению, мы потеряли погибшими 737 человек! Это люди, которые имели семьи, могли создать семьи. Более семи тысяч ДТП с пострадавшими и более девяти тысяч пострадавших в этих ДТП. Это покалеченные, потерявшие трудоспособность граждане.

Есть снижение уровня аварийности по дорожным происшествиям с детьми, но, к сожалению, мы потеряли 24 ребенка.

В целом по области в 11 городах наблюдается рост ДТП. Это Нижние Сергии. Верхняя Пышма, Березовск, Камышлов, Первоуральск. Города, которые требуют нашего пристального внимания.

Административная практика. За 10 месяцев личным составом ДПС было выявлено 1 миллион 643 тысячи нарушений, допущенных водителями. Более полутора миллионов. Превышению скорости является причинной связью ДТП. Мы должны реагировать на это нарушение и пресекать этот вид нарушения. На более чем 25 процентов сократилось число ДТП по причине пьянки. Ужесточена мера административной ответственности. Пьяный за рулем лишается прав. Общий процент лишения по области — 57 процентов из материалов, направляемых в суды. Задача на окончание года и год последующий — адекватно подходить к нарушениям, которые допускают водители: если он выезжает на полосу встречного движения, мы тщательно документируем факт для суда, чтобы последовало лишение прав. Это потенциальный преступник на дороге.

Что касается безфигурантных ДТП, был период, когда это вызывало определенное беспокойство. Это когда в ночное время нарушитель скрывается, нет возможности его разыскать, и нет никаких свидетельских материалов. Мы предприняли ряд организационных мероприятий, и на сегодня в Свердловской области 76 процентов безфигурантных ДТП мы раскрываем. В том числе с помощью населения, на которое мы всегда делали опору.

Дорожный надзор. Происшествие, в котором столкнулись тепловоз и автобус с детьми, выявил ряд проблем, которые мы раньше не замечали. Мы верили своим службам и сотрудникам. Мы начали проверять в первую очередь железнодорожные переезды, и оказалось, что наши службы не всегда и ответственно проводили проверки, не всегда находили поддержку глав муниципальных образований по выявленным недостаткам. Поэтому все переезды заново проверены, подготовлен большой комплекс мероприятий, подготовлена информация в прокуратуру, потому что нарушается закон о безопасности. Пассажирские перевозки осуществляются там, где есть нарушения. К примеру, в районе базы «Оборонснабсбыт». Тепловоз столкнулся с КАМЗом. Стали развираться — здесь видимость 10 метров, по нормативу, по ГОСТу необходимо  100. Водитель выезжает, перед ним строение, а дальше переезд. Вот и столкновение. Раньше не видели? Тут и представитель ведомственной железной дороги, и представитель ГИБДД проявляли благодушие, пока не случилась беда. Сейчас мы критично и принципиально к этому подойдем. Сейчас мы семь переездов закрываем. Дорога там ничейная.

Пассажирский транспорт. Неделю назад я выезжал на ознакомление в подразделение в Шали. Я просто удручен той ситуацией, которая там сложилась с пассажирскими перевозками. Подготовлена для областной прокуратуры и прокурора города Шали информация для принятия мер к начальнику управления образования Шали. Когда автобусы не соответствуют требованиям безопасности, право Госавтоинспекции запретить их эксплуатацию. И не вправе водители возить на них детишек. А начальник управления образования издает распоряжение,  в котором пишет, что в связи с отсутствием автобусов, соответствующих ГОСТу, разрешаю использовать автобусы, которые не соответствуют.  Детей перевозят и подвергают опасности.

В Талице, других территориях ситуация тоже печальная. Те автобусы, которые мы запрещали использовать для перевозки детей, медленно вновь внедряют для этих целей. Всего 50-60 процентов транспорта не соответствует требованиям безопасности. Подготовлены предписания о запрете их эксплуатации, направлены в министерство образования и прокуратуру области.

Технический осмотр. В последнее время активно муссируются вопросы передачи в автосервисы функций технического осмотра. Проблема эта надуманна. Сегодня в Свердловской области работает 98 пунктов инструментального контроля. 22 на территории Екатеринбурга, восемь в Нижнем Тагиле, по три в Первоуральске и Каменск-Уральском.

В управлении ГИБДД было проведено в этом году 13 конкурсных комиссий. Сейчас готовим документы на 14-ю. Принцип простой. Нет сегодня государственных организаций, которые бы занимались проведением технического осмотра. Эти функции возложены на частные предприятия. Но для частного предприятия должны быть созданы определенные условия. У него должна быть установлена диагностическая линия. Как правило, линия российского производства — Нижний Новгород и импортного — германская. Для постановки импортной линии нужно вложить пять-шесть миллионов рублей.

Диагностическое оборудования включает в себя тот перечень аппаратуры, которые позволяет проверить техническое состояние автомобиля. Не на взгляд — посмотрел контролер: «У вас неисправна тормозная система». Там стоит стенд, который все фиксирует. Здесь же стоит компьютер, который получает информацию со стенда и дает заключение: исправна тормозная система или нет. По каждому автомобилю, проходящему техосмотр, информация идет в память компьютера. Вот в чем особенность ПТО. Функции техосмотра давно переданы частникам, единственное, что при диагностическом центре находится сотрудник ГИБДД, инспектор технического контроля. Он контролирует всю процедуру и делает сверки. Потому что в этом году в Свердловской области выявлено 394 автомобиля с перебитыми номерными агрегатами. Госинспектор поэтому делает сверку и на него возложена задача по выдаче талона технического осмотра, потому что это специальная продукция, а пользование базой данных мы никому не имеет права передавать. В части проведения технического осмотра за нами только контроль, система работает.

Проверка на дорогах. В части проверки технического состояния на дорогах, как это активно пропагандируется, не инспектор ДПС должен определять техническую исправность автомобиля. С точки зрения правил дорожного движения, ему разрешается запретить эксплуатацию автомобиля с неисправностями тормозной системы и рулевого управления, реально угрожающей безопасности движения. Все остальное не должно быть вменено инспектору. Раньше были внеплановые и плановые проверки, сегодня этого нет. Все эти функции возложены на пункты инструментального контроля. По сути, это цивилизованная форма.

Что касается РЭО. Вы знаете, сегодня, как грибы, растут автошколы. Хотя мы сегодня имеем снижение ДТП, допускаемых водителями со стажем до трех лет (у нас произошло 329, снижение на 11 процентов), но по системе оценки, которая определена МВД, мы  имеем неудовлетворительную оценку. Стали смотреть глубже по автошколам. Оптимизма проверка не вызвала. Автошкола должна иметь место для хранения автомобилей, механик должен выпускать этот автомобиль, водитель должен проходить медицинский контроль. Транспорт должен быть в технически исправном состоянии и оборудован вторыми педалями для инструктора. Во время проверки мы ужаснулись: транспорт, на котором обучают водителей, технически неисправен, он не является собственностью автошкол, хранится неизвестно где. Медицинского освидетельствования никто не проводит. Поэтому после проверки мы подготовили информацию в городское управление образования, потому что эта деятельность лицензированная. По шести автошколам действие лицензии приостановлено. Реально мы заинтересованы в качественной  подготовке водителей. В данном случае преобладает желание владельцев автошкол заработать деньги, а не забота о качестве подготовки.

Личный состав. Сегодня нам не хватает 254 сотрудников — пять процентов некомплект по Свердловской области в подразделениях ГИБДД. Согласовано решение об увеличении на 150 человек полка ГУВД и создание роты оперативного реагирования в количестве 117 человек. Стоит задача по комплектованию этих подразделений. Кроме этого в следующем году мы получим дополнительную штатную численность 900 человек. Задача по укомплектованию очень сложная, но решаемая. Это обусловлено возрастанием из года в год количества автотранспорта. В 10 месяцев этого года по регистрации автомобилей прирост по сравнению с прошлым годом 10 процентов. Мы будем увеличивать количество личного состава на территориях, и увеличивать количество РЭПов. На Чкалова,1 РЭП работает без выходных в 12 часов в сутки. В Нижнем Тагиле открыли  в таком же режиме. Будем переводить подразделения РЭП в Первоуральске. Задача сложная, но решаемая. В Екатеринбурге на улице III Интернационала, 15 начнет работать полк ДПС Свердловской области. Здесь же мы открываем РЭП, которое будет обслуживать территорию Верх-Исетского и Железнодорожного районов. Мы создаем населению удобные условия для  регистрации транспорта.

Увеличение личного состава на 150 человек, это люди будут призваны для работы на севере — ивдельское, серовское направления в связи с предстоящим открытием дороги из Ханты-Мансийска и для того, чтобы закрыть южное направление — Полевской, Челябинск.

Не снимается вопрос о приеме в качестве инспекторов ДПС женщин. Начальником ГУВД принято решение о приеме на службу в полк ДПС женщин. Абсолютно нормальное явление. Но с условием выполнять обязанности, характерные для этой должности. Служба сложная. В 7,30 уже надо стоять в строю. Это связано и с детскими садиками, и личным временем.  Но мы женщин будем принимать для работы в центральных частях города, в местах массового скопления. В составе наряда будут и опытные работники, мужчины. Это нормальное явление. В свое время в Екатеринбурге был женский взвод, но в силу различных сложностей эта практика не прижилась, будем пробовать вновь.

Материально-техническое обеспечение. Готовим предложения и обоснования для начальника ГУВД по материально-техническому обеспечению и по стационарным постам ДПС. На трех стационарных постах работают посты центра медицины катастроф. Очень удобно и оперативно.  Выезд на любое дорожно-транспортное происшествие сопровождает доктор для оказания помощи. Ставится задача обеспечения специалистом других постов. Рассматривается вопрос по Качканару и Ивделю. В первую очередь ставится задача оказания оперативной помощи на местах ДТП.

Дисциплина в рядах. Проблемный вопрос. Когда ставится вопрос комплектования большим количеством людей, мы сталкиваемся с проблемой нарушения дисциплины молодыми сотрудниками. На службу в ГИБДД идут со школьной скамьи, высших учебных, средних специальных заведений. На первый взгляд все хороши, но во время работы проявляется, насколько сотрудник вежлив, корректен, грамотен и как он может переносить все тяготы службы. Мы не ставим перед собой цель лакировать действительность снижением цифр проступков. Но выявляем инициативно все нарушения, которые допускают сотрудники нашей службы. Материалы документируем и направляем в прокуратуру. В этом году мы получили 601 дисциплинарный проступок. Это 123 больше, чем в прошлом году. Цифра большая, но еще не конец года и мы ни в коем случае не будем снижать требования к личному составу. 139 фактов нарушения законности было допущено в этом году. Сотрудники, допустившие эти нарушения, уволены из органов внутренних дел.

Пробки в городе. Это злободневная тема. Мы знаем, где эти ситуации происходят, в какое время. Закрыть сразу все эти пробки не представляется возможным физически. Постоянная пробка по улице Московской между Малышева и Ленина. Она обусловлена плотным потоком транспорта. Точно также в утренние часы идет поток по улице Репина и Крауля в сторону центра, все они сходятся в одно точке — пересечению Ленина и Московской. Количество транспортных средств, движущихся по этой улице, не соответствует никакому нормативу. Поставьте на перекресток сотрудника ДПС — будет хуже. В данном случае работает многофункциональный светофорный объект с несколькими фазами. Инспектор не может его заменить. Когда появляется инспектор для разводки, у него иногда получается хуже. Но в том заключается чутье и уровень мастерства сотрудника, когда он видит, что светофор справляется лучше, он должен уйти с перекрестка, не мешать, а придерживать транспорт с какого-то направления, помочь дать правый поворот. Это надо делать разумно. В данном случае есть большие претензии к городскому полку. Установка по пробкам руководством полка не выполняется. Все просто. Передается информация о пробках по авторадио, другим источникам информации, пользуйтесь этой информацией с раннего утра, маневрируйте силами. Главная задача инспектора — оказывать помощь водителю. Он для этого работает. Он поставлен не для того, чтобы всех наказывать. Пресекать нарушения надо, останавливать тех, кто не хочет соблюдать правила дорожного движения, но для дисциплинированных водителей он должен быть помощником, товарищем участников дорожного движения. Так должно быть, но пока не получается.

Реплика ведущего: это получается пока у вас одного.

— Нет, не только у меня. Но задача, чтобы у всех была такая позиция.

Мы провели в течение нескольких дней проверки и видели, что городской полк не дорабатывает. Сейчас будут приняты меры дисциплинарного воздействия. Более того, в городском полку есть телефон доверия: 2-57-11-05

Убедительная просьба — всю информацию по пробкам передавайте на этот телефон доверия. Более того, этот телефон становится отдельным с автоответчиком. Скажу, есть еще круглосуточный телефон в управлении ГИБДД, на котором находится сотрудник: 2-697-898

Почему я называю этот телефон? Если подразделения Екатеринбурга не подключаются и не проявляют активность, займемся мы проблемой. На мой взгляд, реально заниматься пробками в городе возможно. Только в том случае, когда на перекрестках сотрудники будут работать до изнеможения. Тогда мы скажем, надо идти дальше, вводить автоматизированную систему, совершенствовать дорожное хозяйство. По сути, это проблема Екатеринбурга. Кроме того, телефоны доверия вводятся во всех городах. Нам нужно знать реакцию подразделений ГИБДД на информацию водителей. В роли водителей выступают сотрудники службы КПУ.

Изменения в законодательстве. На эту тему идет много разговоров. Предложения поступили не вчера и не сегодня, они готовились раньше и обсуждались, представлялись на рассмотрение. В процедуре прохождения технического осмотра ничего сверхъестественного нет, будем ждать решения. Будем усиливать контроль над автошколами. Водители со стажем до одного года имеют крайне слабый уровень подготовки. Программа подготовки усиливается, ужесточаются требования. Это правильно.

Женщины за рулем. В последнее время очень негативно зарекомендовали себя женщины-водители. Есть факты, женщины, получившие водительское удостоверение, через месяц выезжают на встречную полосу, и происходит столкновение с грузовиком. Женщины допускают грубейшие нарушения, но при этом имитируют высокий профессионализм. Женщины переходят рамки дозволенного. К ним много претензий. Негативная картина по женщинам-водителям складывается из общего анализа.

Усиление административной ответственности. Нормативные документы находятся на рассмотрении. Речь идет о повышении штрафов до тысячи рублей и выше. Предлагается ужесточение мер административного воздействия в части лишения водительских прав. Сейчас есть мера — 500 рублей. Предлагается мера лишение водительских прав на три месяца. Но подход дифференцированный. Что является причиной дорожного происшествия? Выезд на полосу встречного движения, превышение скоростного режима. Это основные показатели, за которые в принципе может последовать лишение прав.

Что касается медицинского освидетельствования, сегодня рассматривается вариант — вернуться к проведению процедуры медицинского освидетельствования на месте задержания. Везти нарушителя за 50-70 километров. Большие затраты по ГСМ, амортизации, времени. Во всем мире полицейский работает на месте. У него есть прибор. Но прибор этот на сегодняшний день дорогая вещь. Но есть контроль трезвости, прибор, который позволяет определять состояние человека. Есть свидетельская база, которая позволяет все это делать. Мы используем контроль трезвости. Тогда его можно везти на освидетельствование к врачу. Рассматривается вопрос предоставления прав сотруднику на месте проводить эту процедуру.

— Как решается вопрос использования «газелей» на междугородных маршрутах?

— Это сложный вид транспорта, на таких маршрутах должны работать междугородние автобусы. Есть кондуктор, соблюдаются правила безопасности. Когда в «газель» садится 10-12 пассажиров, начинается расчет с ними на ходу, посадка-высадка в любом месте. Это не то транспортное средство. Весовая категория и технические требования не соответствуют для перевозки пассажиров. Они заняли нишу, и нет пока транспорта, который бы их заменил. Поэтому мы только рекомендуем убрать их с междугородних маршрутов в качестве гарантии безопасности пассажиров. «Газель» не сертифицирована на заводе для организации междугородних перевозок.

— Юрий Алексеевич, водитель автобуса 26 маршрута, совершивший ДТП с гибелью людей, шесть раз участвовал в различных дорожно-транспортных происшествиях. Такая статистика не насторожила руководство предприятия при приеме его на работу?

— Есть требования ко всем автоперевозчикам. Они не имеют право принять на работу сотрудника, пока не сделает сверку по его административной практике в подразделении ГИБДД. Там есть вся его водительская биография за всю жизнь, когда он сидел за рулем. Это на совести руководителя, который принял его на работу. В рамках уголовного дела по ДТП к этому руководителю транспортного предприятия будут приниматься меры.

— Как складываются взаимоотношения водителей и пешеходов. Какие типичные нарушения здесь допускаются?

— Ситуация парадоксальная. В этом году оштрафовано пешеходов на 17 процентов больше. Это потенциальные нарушители. Он не переходит по сигналу светофора, лавирует между транспортом в 20 метрах от светофора. Это опасная категория нарушителей. Сегодня 30-50 рублей штрафа для пешехода — это не мера воспитания. Раньше была более жесткая мера. Водитель в такой ситуации тоже подвергает себя опасности. Он маневрирует, уходит от столкновения, налетает на столб или выезжает на остановку общественного транспорта, что тоже создает реальную угрозу для людей. Сложно работать с пешеходами. На дисциплину пешехода повлияло снижение профилактического воздействия, снижение мер административного воздействия. Нужно проверять адресные данные, но не каждый носит с собой паспорт. В рамках действующего законодательства инспектор вправе доставить нарушителя в органы внутренних дел для установления личности.

Сегодня ДПС поставлена задача, выявлять факты непредставления преимущества  движения транспорта и непредставления преимущества движения пешеходов при повороте автотранспорта направо и налево. Наезды совершают на пешеходном переходе при разрешающем сигнале светофора. Здесь нужно ужесточать меры ответственности водителя.

— Проблема спецсигналов и спецномеров. Насколько это актуально для Екатеринбурга?

— Службе ГИБДД поставлена задача — право управлять транспортом со спецсигналами имеют право оперативные службы, которые определены в указе президента. Все, что незаконно,  инспекторы ДПС останавливают, изымают, привлекают к ответственности. Любой автомобиль с маяком останавливается и  проверяется. На территории области есть определенное количество автомобилей, которым разрешено использовать спецсигналы. Это законное право. Количество их снижается.

Желаю вам не попадать в ДТП, соблюдать правила дорожного движения.