Крах пенсионной реформы

3 Марта 2007
Пенсионная реформа не решила ни одной из поставленных задач: не улучшила положение пенсионеров, не усилила зависимость пенсий от заработка, не создала механизмы для накопления пенсий смолоду.

Вспоминаются 80-е годы, когда мои родители, отработав честно в колхозе, отправились с почетом на заслуженный отдых, как тогда говорили. Несмотря на то, что они оставили основной источник заработка, в их жизни мало что изменилось. Им назначили достойную пенсию в 120 и 132 рубля. Основные продукты питания производились на собственном подворье и огороде. Подсобное хозяйство представляло собой колхоз в миниатюре, с той лишь разницей, что в коллективном хозяйстве половина урожая оставалась на полях, здесь же все перерабатывалось и сохранялось. В магазине они покупали масло, сахар, спиртные напитки и промтовары. Будучи людьми бережливыми, они откладывали деньги «на старость», на помощь детям и внукам. Так было принято.

В пореформенный период после 1992 года все их накопления обесценились. Отец умер в 1996 году, мама в 1998. Плодами своих накоплений они воспользоваться не смогли и ушли из жизни, поминая лихом перемены в стране, архитекторов и прорабов перестройки вместе с реформаторами, затеявшими эти перемены.

Вот уже мое поколение озабочено предстоящим переходом в новое измерение, готовится сделать решительный шаг в нищету. Никто в управлении социальной защиты или отделении пенсионного фонда не станет сравнивать мою нынешнюю зарплату с пенсией и высчитывать, насколько процентов пенсия компенсирует утраченный заработок. Пенсию, если ты не депутат Госдумы, не госслужащий, не судья или прокурорский работник и т. п. тебе назначат скромную. Это, наверное, будет около трех тысяч рублей. Для того чтобы понять какую Россию мы потеряли за годы перемен, эти 3000 рублей следует разделить на 100, и мы получим искомую сумму в 30 рублей. Это размер пенсии уровня 1991 года. Такую пенсию в дореформенный период получал либо профессиональный нищий, либо неисправимый тунеядец. Но и на эти деньги можно было прожить, уверяю вас.

Сегодня размер пенсии сравнивают с неким мифическим прожиточным минимумом пенсионера. Но прожиточный минимум в России такой, что значительная часть граждан еле-еле сводит концы с концами. За основу берется величина, составляющая 70% от прожиточного минимума человека в трудоспособном возрасте. Все эти незатейливые арифметические действия крутятся вокруг все тех же трех тысяч рублей.

А куда все-таки подевались деньги одной из самых богатых стран мира с гордым названием СССР? Вот уже полтора десятилетия сопоставление российских реформ и китайских, сходных по целям, но разительно отличными по результатам, является излюбленной темой российских публицистов. Повод для сопоставлений очевиден: в России в частные руки было продано 90 процентов государственной собственности и выручено за них 9,7 миллиардов долларов — всего 2 процента от российского ВВП. В Китае продали частным предпринимателям лишь 15 процентов предприятий, денег за них в казну получили около 100 миллиардов долларов, и эта сумма составила 21 процент валового продукта. Что тут еще говорить?

Мы и на этот раз, как всегда, поразили мир: в стране с бедствующим населением появились миллиардеры, рядом с которыми арабские шейхи выглядят нищими на паперти. 85% национальных богатств России принадлежит 1% богатых россиян. Сто самых богатых российских бизнесменов владеют состоянием в 250 миллиардов долларов. Напомним, все национальное богатство России было продано за 9,7 миллиардов долларов. К 1996 году экономический ущерб, нанесенный России в результате приватизации, в два с половиной раза превысил ущерб от второй мировой войны! Фактически приватизация в России оказалась самой грандиозной аферой за всю историю человечества. У народа украли его страну.

Разрыв между самой богатой частью населения и самой бедной у нас такой же, как в Африке. Наши африканские братья и то стали задумываться о несправедливости в части распределения природных богатств. У них ведь тоже добывают нефть, роют золото в горах, добывают алмазы.

Однако было бы несправедливым утверждать, что бедняки у нас полностью забыты. У руководителей страны, несмотря на дефицит времени, нашлось несколько недель на проведение монетизации льгот пенсионерам. Помните, как по телеканалам с пеной у рта борцы за народное счастье от правительства и парламента доказывали нам преимущества монетного подхода к льготам. В результате этих дебатов бедная часть населения стала еще беднее.

Если в начале реформы средний размер пенсии составлял 32% от средней зарплаты, то сейчас - всего 25%, а то и меньше. В следующем году ожидается уменьшение доходов пенсионеров, поскольку рост пенсий запланирован на меньшую величину, чем рост заработной платы. Десятки лет существует международная практика расчета пенсии. 102-я Конвенция Международной организации труда (МОТ) предписывает рассчитывать пенсии так, чтобы их сумма составляла не менее 40% от утраченного заработка. Получал, допустим, американский работяга 5 тысяч долларов в месяц на сборочном конвейере автомобильного концерна «Крайслер», он и пенсию будет получать в размере 2,5 тысяч долларов. Мы же равняемся на США. В России эти нормы нарушаются с середины 90-х годов. Получал, допустим, шахтер в Прокопьевске 20 тысяч рублей, но при выходе на пенсию ему отваливают, как и американскому пенсионеру – 2,5 тысячи… рублей. А проводимая пенсионная реформа все больше снижает соотношение уровня пенсии и заработной платы.

В стране, по-видимому, есть только два человека, которые верят в успех пенсионной реформы. Это руководитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов и глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов. С Зурабовым вопрос ясен. При назначении его на этот пост он честно признался депутатам Думы, что не очень соображает в деле, которое ему поручают. Но его успокоили: какая, мол, вам разница – в каком деле не соображать, знаете, сколько у нас таких в руководстве страной!

А глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов не считает, что проводимая в стране пенсионная реформа провалилась. По его мнению, для того чтобы дать оценку проводимой в течение 13 лет реформе, потребуется как минимум еще 10 лет. В провальных оценках системы переложения ответственности за пенсии на работников и работодателей глава ПФР обвинил журналистов, считая, что именно они с начала активного этапа реформы (перехода на накопительную систему с 1 января 2002 года) создают панику в обществе. Однако на вопрос об эффективности введенной системы в условиях современного трудового рынка глава Пенсионного фонда ответить не смог.

На сайте Пенсионного фонда России помещен текст

Основные различия между старой пенсионной системой и новой:
  • в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
  • новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
  • новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой модели она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
  • новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
  • в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

А теперь попробуем поспорить с идеологами пенсионной реформы

Они убеждали нас, что пенсия будет зависеть от заработной платы и трудового стажа. Но мы получили уравниловку для нынешних пенсионеров и снижение зависимости будущих пенсионеров от заработка и уплаченных ими взносов. У будущих пенсионеров обесценилась не только накопительная, но и страхованная часть пенсии. В связи с этим возникает вопрос: есть ли стимул у ныне работающих граждан получать легальную зарплату, платить налоги и взносы?

Накопительная часть пенсионного капитала обесценивается быстрее его страховой части. К концу 2007 года общая сумма по накопительной части достигнет 0,5 триллиона рублей. 90% этой суммы находятся в управлении Государственной управляющей компании и Пенсионного фонда. При этом доходность по этим средствам не компенсирует даже уровня инфляции. К примеру, в этом году обесценивание всех накоплений составит минимум 5%. Это значит, что и самым молодым нашим гражданам пенсионная реформа не принесла ничего хорошего. Когда они выйдут на пенсию, их пенсионный капитал обесценится так же, как сбережения их бабушек и дедушек, которые они копили для детей и внуков на дореформенных сберкнижках.

По мнению депутата Государственной Думы, экс-министра здравоохранения и социального развития, может быть самого здравого специалиста в этой отрасли, Оксаны Дмитриевой, сама идея, что государство будет принудительно изымать у граждан часть денег, заниматься размещением и накоплением их, порочна. Государство вкладывает их в государственные бумаги, процент по ним все равно платится из федерального бюджета – деньги ходят по кругу. Отказаться от накопительной системы все равно придется. Чем дольше это тянется, тем сложнее понять, что делать с уже собранными в накопительную часть деньгами, каким образом их возвращать гражданам.

Оксана Дмитриева считает, что для решения проблемы нынешних пенсионеров необходимо поднять уровень средней пенсии до 40% от средней заработной платы, на последующих этапах – до 60%. Вернуть при расчете пенсий учет так называемых нестраховых периодов (учеба в вузе, уход за ребенком, северный стаж и т.п). Особое внимание при перерасчете пенсий уделить гражданам, работавшим на Крайнем Севере, и тем, кто был занят на тяжелых и вредных работах. Необходимо жестко привязать размеры индексации пенсий к росту средней заработной платы.

«Российский народ – носитель суверенитета и источник власти. Он осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления». Это Конституция. Главный закон страны. Но почему россияне, у которых полномочий и власти выше головы, не могут осуществить вековую мечту о нормальной жизни? Мы же трудолюбивый и послушный народ. Нам сказали, что надо наводить порядок в стране и бороться с коррупцией – наводим и боремся. Тем более что среди живущих за чертой бедности не так много коррупционеров. Сказали об удвоении валового внутреннего продукта – двумя руками «за». Кто спорит. Две телогрейки в доме лучше, чем одна. Предложили повысить рождаемость – откликнулись с удовольствием. Сейчас заговорили об увеличении продолжительности жизни. Мужикам разрешили жить после 57 лет. Такова средняя продолжительность жизни мужчин в России. Жить-то хочется, но на такую пенсию... А впрочем, согласны.