Фанера над Россией

27 Марта 2007

Женщины

Певунов и певуний у нас так много, что пришлось на телевидении создавать сразу два музыкальных канала. По идее — если канал музыкальный, то нам можно было бы услышать классику. Однако Чайковский, Глинка и Рахманинов могут появляться только на канале «Культура». Видимо, этим композиторам далеко до многочисленных «голосистых» девичьих групп, главным достоинством, которых являются как раз не голоса. По этому поводу ведущий одного из каналов сказал как-то: «Природа щедро одарила Анну Семенович, дав ей грудь пятого размера».

Теперь гордость нашей отчизны штампуется на телевидении. Занимается этим круглосуточно «Фабрика звезд». Штамповка в промышленном производстве дело неплохое. Но в искусстве результаты не всегда заметны. Хотя иногда впечатляют.

Женомужи и другие

Поклонники Верки Сердючки могут ликовать. Свершилось! Звезда эстрады пробилась на конкурс Евровидения. Она (или он), если иметь в виду носителя этого образа Андрея Данилко, еще споет. Любимица публики, одетая по последней украинской моде, добилась-таки всенародного признания. Она представляет собой самое лучшее, что есть в культуре Украины. Иначе не скажешь. «Евровидение» — это международный смотр талантов. А Верка Сердючка, это образ украинской женщины развязной и бесцеремонной с огромной грудью, выдающимся животом и узкой задницей. Она одета, как диктуют украинские модельеры, в синий казакин и белые колготки. На голове носит плотно прилегающую шапочку с павлиньими перьями. А какие тексты: «Хорошо красавицам. Они всем нравятся. Им об этом и о том не надо париться». Зал в восторге. Он ликует. Крупным планом одухотворенные лица зрителей.

Верка как явление эстрадного искусства на бескрайних просторах СНГ отнюдь не одинока. Она также как новые русские бабки — Матрена и Цветочек, эти лицедеи-мужики, которые, по мнению руководства российских телеканалов, тоже являются всенародными любимцами, а их сценический образ страшно близок населению. Хотя переодевание мужчин в незатейливые женские тряпки издавна вызывает у мужчин и женщин подозрение. Но у нас мужики в юбках стали главными героями экрана. Теперь их не остановить.

В этом году от России на конкурс «Евровидение» едет девичье трио «Серебро». Но не будем о грустном. Группе всего полгода от роду. Так что 12 мая в Хельсинки, где пройдет финал конкурса, девочкам, не обладающим сценическим опытом, придется нелегко. Тем более что конкуренцию им составят матерые звезды. Например, от Германии выступил популярный диджей Бобо, а от Украины – Верка Сердючка. Филипп Киркоров хоть сам не выйдет на сцену, но очень серьезно готовит «фабриканта» Дмитрия Колдуна, который будет представлять Беларусь.

Грудью проложим дорогу

Один из продюсеров группы «ВИА Гра» Дмитрий Костюк заявил корреспондентам: «Так получилось, что мы с Костей Меладзе, сами того не ведая, изобрели идеальную схему женского поп коллектива. Теперь все продюсеры лепят группы по нашим лекалам. Но сейчас нам не нужна черненькая, беленькая, рыженькая или грудастая, а нужен просто человек, который бредит сценой. То есть в первую очередь – артистка. Никаких кастингов мы устраивать не будем. Нам надоело брать людей «с улицы».

Продюсер группы «Ассорти» Евгений Фринлянд: «Ни для кого в шоу-бизнесе не секрет, что все девичьи коллективы формируются по внешним признакам – телегеничность, объем груди, сексуальная фигура и т. д. Думаю, что только это определяющее. То есть, ни о каких вокальных данных, музыкальном таланте речи вообще не идет. Девушки в этих проектах просто озвучивают музыкальные идеи своих продюсеров и выполняют функции возбуждающей эротической картинки. Продюсеры стараются сделать женские коллективы, так как это выгодно».

Полет фанеры над Россией

Фонограмма на отечественной эстраде используется исполнителями уже очень давно. Сегодня многие не скрывают, что «поют» под «фанеру», и, по мнению таких звезд, вовсе не обязательно писать на афише, что зритель придет на поддельный концерт. Людям, мол, некоторые исполнители настолько нравятся, что даже «фанера» не в силах изменить мнение о любимом артисте. «Каждый имеет право выбирать то, что он хочет, а потому запрещать фонограмму нельзя, — говорит Бари Алибасов. — Если я предпочитаю ляжки «ВИА Гры», а не прекрасный голос Кобзона, то я должен иметь возможность их получить», — заявил продюсер.

Столь же давно, как и пение под «фанеру» эта проблема обсуждается в Госдуме и творческих кругах. По закону «О защите прав потребителей» еще с 1999 года артистам, использующим в выступлениях фонограмму, необходимо информировать об этом зрителей. Однако ни на одной афише пока так и не появлялось подобное предупреждение. Комитет по культуре Госдумы конкретизировал положения закона в другом документе — «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса». Законопроект находится на рассмотрении с 2003 года и до сих пор не принят.

Многие артисты-профессионалы считают, что «пение» под фонограмму нужно расценивать как подделку или низкосортную продукцию. По мнению певца и композитора Александра Градского, в концертных залах вокальная имитация должна быть запрещена. Он считает, что все желающие петь «под фанеру», должны выступать, максимум в клубах, и открыто заявлять о том, что занимаются вокальной имитацией.

«Надо законом запретить предоставлять потребителю некачественный продукт. Мне лично плевать, для меня — чем больше фонограмщиков, тем больше зрителей придет на мой концерт, но государству не должно быть плевать, потому что иначе оно вырастит общество дебилов», — заявил Градский. По его мнению, «общество должно созреть, чтобы не воспринимать подделку, но на это уйдет 25-30 лет». Сохранение существующего порядка приводит к тому, что «оболванивание населения усиливается, а потому мы рискуем, что 5-6 поколений молодых людей с плохим вкусом не сможет себя развить». «Нужны хирургические меры, а именно — запрещающие», — уверен Градский.

Однако возникает слишком много вопросов. Если «фанера» будет запрещена, кто и как будет проверять исполнителей? Как поступать с фонограммами, на которых записан, например, симфонический оркестр или бэк-вокал? Если законодательство, затрагивающее проблему фонограммы, будет предусматривать лицензирование, то кто будет определять достойных на получение лицензии? Кто войдет в состав экспертного совета? По каким критериям будут отбирать достойные компании?

Что у соседей?

В Азербайджане использование "фанеры" на концертных площадках запретили еще в 2001 году. Подобные нормы уже действуют на Украине, в Белоруссии, Узбекистане. В Киргизии фонограмма строго запрещена в Госфилармонии, Академическом театре оперы и балета, Национальном драмтеатре, а в будущем запрет предполагается распространить на все государственные учреждения культуры. В Китае же артиста, уличенного в выступлении под «фанеру», ждет штраф в 10 тысяч юаней (1250 долларов), а если он попадется вторично, то будет оштрафован на вдесятеро большую сумму. В этом случается он расплачивается еще и концертной деятельностью. Изучают возможности запрета пения под фонограмму в Казахстане.

Теперь список стран, борющихся с фонограммой, должна пополнить и Россия. Но Россия особая страна и в песенном многоголосье. Когда-то Карамзин описал российскую жизнь одним словом «воруют»; так и про нынешнюю отечественную эстраду можно коротко сказать: «фанерят», то есть раскрывают рот под льющуюся из динамиков фонограмму. Причем не всегда даже свою собственную: рассказывают, что некоторые из распространившихся теперь клонов группы «Песняры» ездят по городам и весям с фонограммой, запечатлевшей еще голос... покойного Владимира Мулявина.

Засучив рукава, взялись за борьбу с «фанерщиками» в Москве. Председатель думской комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов считает, что "законопроект прогрессивен и прозрачен, он вызывает у общества живой интерес, и его принятие, скорей всего, потребует корректировки Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Он добавил, напомнив о своей принадлежности к актерской профессии, что каждый артист, если считает себя таковым, должен относиться к слушателю с уважением.

Право на качественный продукт

По словам начальника отдела по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве Владимира Никитина, права населения в сфере шоу-бизнеса, как и в любой другой, должны быть законодательно защищены. Люди искусства оказывают потребителям свои услуги точно так же, как это делают, например, парикмахеры или представители какого-нибудь иного вида предоставления бытовых услуг. Однако здесь давно действуют ГОСТы, а значит, и в данной области досуговой деятельности должны быть свои, творческие, ГОСТы.

Кроме того, - убежден чиновник – в законе нужно указать положение, обязывающее доводить до потребителя (зрителя) достоверную информацию о способе исполнения композиции.

Один из разработчиков закона против использования фонограмм Андрей Ковалев сообщил, что, совместными усилиями законодателей, специалистов в сфере лицензирования развлекательных услуг и самих артистов, законопроект будет дорабатываться и совершенствоваться. С этой целью решено создать рабочую группу.

"Мы постарались вынести его на суд общественности на ранней стадии именно для того, чтобы иметь время и возможность обстоятельно и объективно обсудить его положения, выслушать все точки зрения, суммировать их", - сказал он. В перспективе - поэтапное создание системы, защищающей права потребителей в данной сфере. Это не только социальная, но и политическая задача, реализацию которой следует вынести на федеральный уровень.

Существующий Федеральный закон о защите прав потребителей (а мы с вами, т.е. публика, — потребители услуги, которую предоставляют артисты, продюсеры и все прочие организаторы культурно-развлекательных мероприятий) однозначно квалифицирует подобную подмену как мошенничество. Только почему-то в области шоу-бизнеса этот закон практически не работает. Тех, кто пытается продавать черную икру из крахмала по цене натуральной, сажают в тюрьму. Но много ли вы вспомните судов над обманщиками концертной публики?

Сегодня у нас на эстраде, как и в театре, и в кино, дела плохи, потому что мало профессионалов. Люди, которые работают с артистами, приехали в столицу, не успев получить образование. Что такое продюсер? Это навязывание исполнителю своих представлений о прекрасном. Прекрасной ему может казаться и Ксюша Собчак, издалека напоминающая женщину, которая легко может затеряться на ипподроме. Но есть еще проблема. Недавно наши певцы карикатурно подражали западной эстраде. Сегодня этим некоторые грешить перестали, поскольку нашли свое "я" - тюремно-уголовную тематику. Но и это рано или поздно уйдет. И появятся новые продюсеры, и будут они все с высшим образованием, и будут знать, кто такой Чайковский, откуда вообще ноги растут, и не только у Жанны Фриске. Будет другая эстрада. «Только вот жаль, в эту пору счастливую жить не придется ни мне, ни тебе».

А пока наша публика удивительно наивна: тысячи зрителей восторженно аплодируют своим кумирам лишь за одно их появление на сцене, хотя те зачастую попросту раскрывают рот перед выключенным микрофоном. Общим местом стало говорить о том, что слушать фонограмму – все равно, что получать деньги по факсу. Вот только деньги за эту нехитрую пантомиму они получают не по факсу, а настоящие, и часто очень большие.

Таким исполнителям хочется сказать словами частушки. Ее я слышал в далеком детстве в Курской области. Она исполнялась в момент знакомства парня с девушкой:

Ты не пой, ты не пой,
Ты откуда, х…такой?

Откуда и куда вы, ребята? О чем поете? И далее:

Из деревни Блудово,
А ты, п…, откудова?